Елена Хазанова
Радость совместного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
В ГБОУ № 2639 я работаю 26 лет. Здесь воспитываются и лечатся дети в возрасте от 3 до 7 лет, то есть с младшей группы детского сада до поступления в школу.
Здоровый человек получает основную информацию через зрительный анализатор, а мои воспитанники – слабовидящие. У одних – амблиопия, у других – косоглазие, у третьих – дальнозоркий астигматизм. Отсюда – неспособность длительно удерживать внимание и сосредотачиваться, плохая память, нарушения восприятия формы, величины предметов и их расположения в пространстве, нарушение моторики. Это влечет за собой отсутствие объемности и стереоскопичности изображения.
Публикация «Радость совместного творчества» размещена в разделах
В коррекционной работе особое место я отвожу занятиям по обучению детей рисованию. Они помогают развитию моторики, зрительно-двигательной координации, интеллекта и, самое главное, - эмоционально-волевой сферы. Антуан де Экзюпери говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидешь».
Дети в нашем ГОУ чувствуют себя комфортно, но важно, чтобы у них не возникли трудности в обучении при переходе в первый класс. Наверное, мало кто из этих детей станет художником, но это не главное. Главное – научить их любить и понимать прекрасное, ощутить гармонию окружающего мира.
Во время занятий по изобразительной деятельности необходима атмосфера доверия и понимания, ребенок должен чувствовать заинтересованность педагога в совместном творчестве, его поддержку. Для успешной работы со слабовидящими детьми я опираюсь на интересы ребенка, использую любимые темы и сюжеты (из сказок и из опыта самого ребенка).
Я обычно не следую жесткому плану и не всегда знаю, какую задачу поставлю сегодня перед ребенком. Учитываю физическое состояние воспитанника, эмоциональный настрой и расположение. Ребенок должен понимать, что рисование – свободный процесс, тогда он начнет открываться, использовать творческие резервы. Каждое занятие я строю так, чтобы ребенок совершал усилие и оценивал его результат. Обязательное условие успешной работы составляет поощрение ребенка.
У наших детей процесс наблюдения затруднен. Детям тяжело выделить существенные признаки предмета, его форму, строение отдельных частей, пропорции. Поэтому сначала мы делаем с ребенком объемные изображения (из кубиков, пластилина, а затем рисуем на плоскости. Перед рисованием я приношу на занятия игрушки, фрукты, овощи, чтобы ребенок подержал их в руках, обследовал, а затем нарисовал.
Я предлагаю ребенку с нарушенными пространственными представлениями рисовать в плоскости, параллельной плоскости его тела: на мольберте – когда ребенок стоит, на полу – когда ребенок лежит на животе. Я обязательно проговариваю с детьми расположение рисунка в пространстве. Например, дерево растет снизу вверх, дождь идет сверху вниз. Хорошо осваивают дети пространство листа, рисуя орнаменты («коврики»). Я обозначаю центр, а ребенок рисует свой узор.
Одной из задач в работе со слабовидящими детьми является развитие моторики. Я использую штриховку, закрашивание, рисование мягкой кистью. Если у ребенка «вялая рука», хорошо использовать рисунок тычком («дождь», «снег», «листопад»).
Для развития сенсорного восприятия использую краски ярких цветов. Чтобы они не растекались, дети рисуют в горизонтальной плоскости, чаще всего руками. Развитии зрительно-двигательной координации способствует рисование волнистых линий («края у коврика», «волны в море», «следы от корабля») : круговые линии (дым из трубы, украшения и декоративные элементы).
Большое значение придаю индивидуальной работе. Например, Артем К. рисует неумело, не уверен в себе. Часто просит нарисовать на его листе. Даже если рисунок нарисован в основном моей рукой, Артем очень раз полученному результату.
В другом случае я помогаю ребенку закрасить часть предмета или пространства. Кристина Т. быстро утомляется, не может долго рисовать, но ей необходимо видеть свою работу законченной. Для Кристины важно большую часть работы выполнить самой.
Полина М. имеет низкую остроту зрения, у нее отсутствует бинокулярное зрение. Работает Полина медленно, но трепетно относится к «своему» и «не своему» и не любит вмешательство в свой рисунок. С такими детьми, как Полина, я рисую рядом, на другом листе.
Большую помощь в коррекционной работе оказывает совместное рисование на общем листе. Я расстилаю на полу большой лист бумаги, рассаживаю вокруг детей, раздаю кисти и краски. Тему подбираю с учетом возможностей и интересов детей. Главное, чтобы тема была увлекательной («Сказка», «Волшебная страна», «Праздник зверей», «Путешествие на морское дно»). Во время коллективного рисования я подсказываю ребенку, как связать свой замысел с общим сюжетом. Не все дети могут контактировать друг с другом, они имеют разные способности и художественные навыки. Например, Саша Ч. не уверенный в своих силах, неусидчивый, не может долго сосредоточиться на одном задании, плохо входит в контакт с другими детьми, часто агрессивен. Удачно изобразив что-то на общем рисунке, он испытывает большую радость. Когда мы рисовали по сказке «Три медведя», Саша изображал грибы в лесу, в то время как другие дети рисовали медведей, их домик, деревья. В другой раз, при рисовании «Города», Саша нарисовал два черных пятна (колеса) к одному цветному, у него получилась отличная машина. Саша стал увереннее, испытывал радость от совместной работы с другими детьми.
Обучая детей рисованию, я использую различные методики.
Кляксография. Ребенок должен капнуть кляксу на лист бумаги, затем определить, на что или на кого она похожа. «На что похожа твоя клякса?», «Что она тебе напоминает?» - эти вопросы развивают мышление, воображение и речь. Затем ребенок дорисовывает недостающие детали в кляксе.
Рисование вдвоем на полосе. Можно рисовать отдельные предметы или сюжеты, то есть работать сообща. Дети могут заранее договориться о сюжете.
Поролоновые рисунки. Делаем из поролона разные геометрические фигуры и прикрепляем их проволокой к палочке или карандашу. Затем ребенок обмакивает поролон в краску и штампует разноцветные фигуры. Сначала это происходит хаотично, затем мы переходим к созданию орнаментов.
Рисование тычком. Для этого нужна густая гуашь, жесткая кисточка или спичка, очищенная от серы и замотанная в вату. Малышам я рисую контур, а старшие дети сами рисуют контур предмета простым карандашом. Затем опускают в краску кисточку и делают тычки по контуру слева направо. Затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Эту методику хорошо применять на занятиях с детьми со слабой моторикой и зрительно-двигательным восприятием.
Волшебный рисунок. Изображение рисуется восковой свечой (елочка, домик, цветок, можно сюжет). Затем толстой кистью, ватой или поролоном наносится темная краска или тушь. Рисунок появляется внезапно, и дети испытывают восторг.
Граттаж. Весь лист нужно покрыть толстым слоем воска (с помощью свечи или мыла, Лист может быть белым, а можно предварительно затонировать его цветной краской, просушить и натереть свечой. Сверху свечи густым слоем наносится черная краска. Затем процарапывается рисунок острым предметом – стеклом, вязальной спицей. Эта методика хорошо развивает фантазию. Возможны задания: придумай картину на темы «Корабль инопланетян», «Астронавты на Луне».
Монотипия. На гладкий целлофан наносится рисунок. Красна должна быть густой и яркой. Затем целлофан переворачивается и прижимается на белую плотную бумагу.
Можно лист бумаги поделить пополам и на одну половину нанести изображение, затем лист складывается, и получается зеркальное отображение. С помощью этой техники можно рисовать деревья, бабочек, цветы.
Набрызг. Сначала нужно вырезать из бумаги фигурки (звездочки, месяц, елочку, домик). Затем они накладываются на лист бумаги. Смочить водой зубную щетку и опустить ее в краску. Затем карандашом или другим предметом энергично тереть по щетке и направлять брызги на лист бумаги. Когда весь лист будет покрыт брызгами, фигуры нужно снять. Получается красивый рисунок.
Рисование мыльными пузырями. В баночку с гуашью нужно добавить шампунь и воду, все перемешать и дуть в трубочку для коктейля, пока не образуется пена. Затем к пене прикладывается лист бумаги и к полученной фигуре дорисовываются детали.
Обрисуй ладошку. Ребенок обводить свою ладонь на бумаге, а затем дорисовывает детали. Может получиться волшебная птица, цветы, дерево.
Пальцевая живопись. При работе со слабовидящими детьми эта методика используется наиболее часто. Палец слушается ребенка лучше, чем карандаш. Иногда тематика просто просит ладошку или пальчик. Например, осеннее дерево, ствол и ветки ребенок может нарисовать пальцем, а листву – внутренней стороной ладони, вмешав в ней желтую, зеленую и оранжевую краски.
В младших группах дети рисуют пальцем украшение на платье, следы зверей, листопад, снег. В старших группах дети полностью расписывают пальцем изделия декоративно-прикладного искусства, рисуют пейзажи.
Эти методики помогают на только справиться с некоторыми проблемами, связанными с нарушением зрения. Я уверена, что игры с водой, краской и бумагой, занятие по рисованию развивают пространственной воображение, неординарное мышление, учат ценить все красивое. Они заставляют ребенка думать, принимать самостоятельные решения. А это необходимо моим воспитанникам в будущем, кем бы они ни стали – художниками, педагогами, физиками или экономистами.