Ольга Польщикова
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: развивать диалогическую речь, пользоваться разными типами предложений, в зависимости от характера поставленного вопроса, свободно пользоваться простыми предложениями с однородными членами;
активизировать словарь за счет слов, обозначающих видовые обобщения – дикие животные, их особенности и потребности;
стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении, поддерживать активный интерес к окружающей природе.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы: Макет зимнего леса, игрушки, картинки и модели диких животных, аудиозапись «Звуки леса».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа о них.
Рассказы: В. Бианки «Купание медвежат», В. Чарушин «Лиса», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц», Снегирёв «Что за зверь?».
Сказки: «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Смоляной бычок», «Два жадных медвежонка», «Заяц и еж»
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей это домик?».
Ход занятия:
Звучит музыка.
Воспитатель, обращая внимание на макет зимнего леса, читает ст - е:
Здравствуй, лес!
Дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвой
Ночью тёмной, грозовой,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
- Ребята, нас сегодня пригласил в гости волшебный лес. Смотрите что это? Да, чьё-то письмо! Давайте узнаем, что в конверте, присаживайтесь, пожалуйста!
(Дети садятся).
- Это письмо от старичка – лесовичка. В конверте - лесные загадки,. Кто загадки отгадает, в лес волшебный попадает!
(Воспитатель достаёт карточки-модели животных).
- Угадайте, кого лесовичок спрятал на этой картинке?
Дети: - Лиса!
Воспитатель: Правильно, лиса. А какая она?
Ответы детей: рыжая, пушистая, хитрая, плутовка…
Воспитатель, показывая на схему: А как называется её жилище?
Дети: Нора.
Воспитатель: А чем же лисичка питается?
Дети: Ест мышей, охотится за зайчиком.
Воспитатель: Кто помните, как в рассказе Чарушин описывает охоту лисы на мышей: «Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевелится. Услышит, заметит, кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице».
Вот такая лиса – хищник она.
Повторите: «хищник».
А вот следующая карточка-загадка лесника. Кого же он здесь спрятал лесовичок? (Показывает схему волка).
Дети: Волк.
Воспитатель: Правильно, молодцы, а чем волк отличается от лисы?
Ответы: У него серая шерсть, он больше размером,
Воспитатель Как называется его жилище? – волчье логово.
Воспитатель: А вот послушайте ещё загадки:
1. «Кто, забыв тревоги, спит в своей берлоге?» (медведь).
2. «В густом лесу под ёлкой, обсыпанной листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой» (ёж).
Воспитатель: «Молодцы, ребятки, вы отгадали все загадки лесника, и можно идти в лес. Пойдёмте!».
Воспитатель: Ребята, смотрите, чьи-то следы! Кто-то прячется за кустом. (Достаёт зайца - мягкую игрушку).
Дети: Заяц!
Воспитатель: давайте поздороваемся с ним, назовём его ласково и красиво. (Какой зайчик). Здравствуй, зайка беленький – передает игрушку ребенку: «Здравствуй, заинька маленький»
Зайчонок пушистый, зайчик длинноухий, короткохвостый и др.) Воспитатель берёт зайчика и предлагает всем вместе поздороваться
«Здравствуй, Зайка – побегай - ка» .
Воспитатель: ребята, как называется домашнее животное похожее на зайца? (кролик0
- Давайте вспомним, каким был кролик в рассказе «Что за зверь?»,
Ребё нок: «Белый-белый, пушистый-пушистый, глазки розовые, уши длинные».
Воспитатель: у нашего зайчика тоже красивая белая шубка! Детки, а какая у зайки шубка была летом?
Ответ: - Серая.
Воспитатель: «Почему он поменял серую шубку на белую»?
Ответ:- Чтоб его не заметили волк и лиса на снегу.
Воспитатель: Да, быстро зайчишка бегает, в зарослях прячется от хищников. А чем зайчик питается в лесу?
Дети: корой деревьев, корешками…
Воспитатель: Да, зайка грызун, грызёшь кору деревьев. Дрожит, зайчик, боится всего, спрячем его за кустик. Не бойся, мы тебя не обидим. (прячет игрушку за кустик).
- Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом прячет тайны?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Физкультурная пауза (под музыку)
Воспитатель:
Встанем вокруг дерева. У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походили на носках а потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята и как мишка косолапый.
И как серый волк - волчишка, и как заинька- трусишка.
Вот свернулся волк в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.
Воспитатель: Ой, посмотрите, ребята, что висит на ёлке? (ветке).
Дети: Грибок!
Воспитатель: Знаем, знаем, что на ёлке растут шишки и иголки, а ягодки, грибочки не растут на ёлке. Детки, Чьи же это запасы?
Дети: Белочкины.
Воспитатель: А какая она? Где она живёт? Как называется её домик? (Дупло)
Воспитатель: А что ещё она запасает на зиму?
Дети: Ягоды, орешки.
Воспитатель: А почему она так высоко делает свой дом?
Дети : Чтобы другие звери не достали.
Звучит музыка.
Воспитатель: Давайте, друзья, вспомним всех жителей леса:
Стих хором:
Белка, ёж, медведь и заяц.
Волк, лиса, лось и барсук – это дикие животные!
Все они живут в лесу.
Воспитатель: А про птиц мы забыли. Их что – то не видно и не слышно в зимнем лесу, холодно, голодно птицам зимой. Всё вокруг снегом замело и птички остались без корма, зёрнышек не достать. Давайте скатаем маленькие зёрнышки из салфеточек и покормим птиц
Смотрите, вот и птичка прилетела к нашей кормушке.
Звучит музыка.
Ребята, смотрите, наши бумажные зернышки превратились в настоящие пшеничные, для настоящих птиц. Вот какое чудо произошло в нашем волшебном лесу.
-Человек должен помогать зверям, птицам, заботиться о них и оберегать, тогда природа откроет нам все свои тайны, как нам открыл сегодня тайны волшебный лес.