Вера Москаленко
План самообразования по теме «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора» на учебный год
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Звездный» Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Воспитателя группы раннего возраста №1
Москаленко Веры Николаевны
(ФИО)
на 2024-2025 учебный год
с. п. п. Звездный
План самообразования
на 2024-2025 учебный год
№№ Наименование Содержание
1. Самообразование по теме «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
2. Цель работы повышение профессионального уровня и расширение знаний по теме;
организация совместной работы педагога и родителей по развитию речи детей.
3. Задачи
Активизировать работу по речевому развитию воспитанников.
Изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников.
Внедрить эффективные методы и приемы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт.
Ознакомить детей с произведениями русского фольклора.
Развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества.
Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
4. Актуальность выбранной темы Научная новизна исследования заключается в развитии речевых способностей детей раннего возраста путем использования малых форм фольклора в игровой деятельности, в сочетании с обучением и подражанием взрослому человеку.
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
5. Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования Выбор темы самообразования
Подбор и изучение литературы для работы по данной теме.
Определение целей и задач работы над темой.
Планирование работы по самообразованию.
Создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации плана.
План мероприятий
Сроки Содержание работы
1. Раздел 1. Изучение методической литературы
1.1. Сентябрь-май
Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС ДО и ФОП ДО, .
1.2. Изучение научно-методической литературы.
1.3. Составление перспективного плана по теме самообразования.
1.4. Изучение темы «Роль потешек в развитии речи ребенка»;
1.5. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»;
1.6. Изучение психолого – педагогической литературы.
1.7. Интернет – ресурсы.
Ознакомление с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете.
Международный образовательный портал МААМ. RU
Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
2. Раздел 2. Работа с детьми
2.1. Сентябрь Рассказывание детям потешек, закличек.
2.2. Октябрь Знакомство детей с русской народной игрушкой (матрешки, неваляшки)
Разучивание хороводной игры «Матрёшки». «Зайка серенький сидит».
2.3. Ноябрь Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;
2.4. Декабрь Рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного творчества.
Игровое занятие «Репка».
2.5. Январь Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек). «Наши уточки с утра…», «Светит солнышко в окошко».
2.6. Февраль Разучивание и проговаривание потешек, закличек «Сорока», «Оладушки», «Утром солнышко встаёт».
2.7. Март Дидактическая игра: «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)».
Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото);
2.8. Апрель Разучивание игр – хороводов «Солнышко – колоколнышко», «Большие и маленькие ножки», «По ровненькой дорожке»
2.9. Май Развлечение «Наша дружная семья»
2. Раздел 2. Работа с семьёй.
2.1. Сентябрь Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей».
2.2. Октябрь Консультация «Малые фольклорные произведения»
2.3. Ноябрь Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста»
2.4. Декабрь Оформление папки – передвижки на тему: «С пальчиками играем, речь развиваем».
2.5. Январь Консультации для родителей: «Роль фольклора в развитии речи детей».
2.6. Февраль Оформление папки - передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки».
2.7. Март Организация совместного занятия с детьми «Любимые народные игры».
2.8. Апрель Наглядная информация «Картотека дидактических игр по русским народным сказкам».
2.9. Май Индивидуальные беседы «Влияние потешек на речевое развитие детей 1,5-2 года».
4. Раздел 4. Самореализация
4.1. Сентябрь-май Участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, конференциях.
Проведение мероприятий (занятия, игры, развлечения и т. д.).
Размещение материалов по инновационным формам работы с родителями на сайтах.
4.2. Октябрь Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»
4.3. Декабрь Создание картотеки игр на основе детского фольклора.
4.4. Февраль Доклад на МО воспитателей «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей».
4.4. Май Отчет о реализации темы самообразования на педсовете.
Подпись ___
Дата ___