Ольга Тарасова
Пластилинография при коррекции речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка».
Публикация «Пластилинография при коррекции речи дошкольников» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность опыта «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием речевого аппарата. Руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Поэтому рисование пластилином благотворно сказывается на вербальном аппарате ребёнка.
Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла).
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Занятия пластилинографией способствуют :
- развитию психических процессов;
- развитию воображения, творческих способностей;
- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;
-способствует развитию тактильных ощущений;
-расширяет представления детей об окружающем мире,
-развивает внимание, любознательность;
-счетные операции;
-развивается мелкая моторика рук, подвижность артикуляционного аппарата, а следовательно развивается речь ребенка.
Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, я использую метод «пластилинографии», включая в процесс пальчиковую гимнастику.
1. Сжимать и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые мягкие игрушки. «Ты утёнок не пищи, лучше маму поищи!».
2. Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого; а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
«Вот дедушка, вот бабушка, вот папочка, вот мамочка, вот деточка моя, а вот и вся моя семья!»
3. На первые 2 строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие 4 строчки загибать пальцы. Со словами 7 строчки пальцами другой руки брать мизинец и слегка покачивать. В конце хлопнуть в ладошки.
«Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, всех накормила: этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала – он много шалил, тарелку разбил!».
4. Пальцами правой руки здороваться с пальцами левой руки, похлапывая друг друга кончиками. В конце помахать друг другу ладошками.
«Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – всех я вас приветствую!».
5. Указательный и средний пальцы ходят по ладошкам.
«Топ, топ, топ, топают ножки. Мальчик ходит по дорожке».
6. Упражнение «Цепочка». Все пальчики попеременно соединяем с большим, поворачивая при этом руки. «Пальчики перебираем и цепочку получаем!».
Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения рук становятся более согласованными, ребенок подготавливает руку к освоению навыка, как письмо. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. К тому же это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники, давайте рассмотрим некоторые из них:
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»;
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Так же можно использовать разные поверхности.
На занятиях лепкой я знакомлю детей с новыми словами: ДЕЙСТВИЯ: прищипывать, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надавливать, закручивать, отделять. ПРИЗНАКИ: заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д. Учу понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Слово прочно входит - сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка.
На занятиях значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность. Например, если кому-то из детей специально «забыть» положить стек, или доску, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Так же в своей работе я использую такие методы, как:
• Речь воспитателя – эталон для подражания (речь взрослого должна быть грамотно построена, доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений)
• Обследование предметов (1. Восприятие детьми целостного облика предмета. 2. Вычленение основных частей этого предмета, и определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей и т. д.) 3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа и т. д.) 4. Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям. 5. Повторное целостное восприятие предмета.)
• Проговаривание всех действий ( Пример: Это паучок. Сегодня мы будем лепить такого паучка. Давайте посмотрим, что нам нужно слепить. Это головка. Головка у паучка круглая. Вот такая круглая головка (очерчивающий жест). Я показываю круглую головку. Мы будем лепить круглую головку. Все дети видят головку? И т. д)
• Воспроизведение всех своих действий в воздухе ( пример: Давайте с вами покажем, как мы будем лепить головку, туловище, лапки, круговыми движениями, раскатывающими и т. д.)
• Сравнение действий детей ( например: Настя сделала ракету красной, а Костя синей, а Саша решил слепить ракету зеленой и т. д.)
• Вопросы к детям ( Пример: Алина, что ты лепишь? Веточку. Какой оно формы? Круглой. Тема, а что лепишь ты? Цветок. Какого он цвета? Белого. Целесообразно повторять ответ ребенка, включив его в предложение: Алина лепит веточку, она круглая,длинная.)
• Индивидуальный подход на занятиях (Исходя из индивидуальных особенностей детей)
• После окончания лепки прошу ребенка проанализировать свою работу. Можно предложить ему придумать рассказ о своем изделии.
• Во время занятий лепкой можно прочитать стихотворения о животном, которое в данный момент делает ребенок, придумать ему ласковое имя, например Лисичка-сестричка, Мишутка и т. д. Все это также благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
• «Похвалим работу товарища» — хороший прием для активизации в речи прилагательных для упражнения в подборе определений и образных выражений.
На протяжении двух лет мы с детьми выполнили много работ в технике пластилинография, и поначалу детям не очень нравилось работать в данной технике, но с каждой работой их интерес нарастал. Их руки становились все послушней и раз за разом, им легче было работать с пластилином, понять какого размера нужно отщипнуть пластилин, как лучше его размазать или прилепить.
Таким образом, сравнивая результаты с началом нашей работы, и что делают детки сейчас, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Они создают новое, оригинальное, проявляют фантазию. Работа в данной технике позволила развить у дошкольников мелкую моторику и координацию движений рук, тем самым стимулируя речевое развитие. Речь детей стала красочнее, богаче, а так же активизировался словарь деток. Вот так, играя, на основе общей увлеченности, пластилинография помогает детям органично развиваться, а нам – педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи. Таким образом, в заключении можно с уверенностью заявить, что занятие пластилинографией одновременно являются и занятие по развитию речи. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.