Галина Павлова
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю в подготовительной к школе группе «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №8 «Тундровичок» Павловой Галины Фёдоровны
Тема проекта: «Космос»
Группа : подготовительная к школе.
Цель проекта: 1. Формировать представления о космическом пространстве : Вселенная, космос, первый космонавт, космические аппараты. 2. Развивать интерес к познанию космоса. 3. Формировать умение пользоваться различными источниками информации для удовлетворения потребности познания окружающего мира.
Публикация «Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю в подготовительной к школе группе „Космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Планирование
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Название итогового мероприятия: «Полет в космос»
Форма итогового мероприятия: «Клубный час»
Дата итогового мероприятия: 12 апреля 2017
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Актуальная среда:
- альбомы «Космос», «Планета Земля»;
- пособие «Солнечная система»;
- макет «Полет в космос»;
- глобус, карта звездного неба;
- подбор художественной и познавательной литературы, журналов;
- выставка в книжном уголке: «Путь к звездам», «Космонавт № 1»;
- видеоматериалы;
- комплект музыкальных записей о космосе : «Наш звездолет» О. Емельянова;
«Я верю друзья» О. Фельцман; «К дальним планетам» С. Туликов; «Трава у дома» В. Мигуля;
- разрезные картинки с космическими сюжетами;
-карта-схема Солнечной системы;
- картинка с изображением фаз Луны и лунного пейзажа;
-рисунки с изображением созвездий;
- разрезные картинки с изображением различных пейзажей;
- фотоиллюстрации с изображением космического корабля, звездного неба, лунных ландшафтов, планет Солнечной системы, с видами Земли из космоса;
- таблицы с кроссвордами;
- карта-схема большого космического путешествия с передвижным космическим кораблем;
- логическая таблица; - чертежи различных этапов постройки космического корабля;
- модель космического корабля;
- инопланетянин Кубарик с планеты «Больше-меньше»;
- рисунки с изображением космических кораблей, ракет-носителей, многоразовых челночных кораблей; - обручи;
- использовать ориентиры, круги, дуги, гимнастическую скамейку, мягкие модули;
- настольно-печатная игра «Звездный путь»;
- картинки, на которых изображены стадии строительства космического корабля;
- картинки с силуэтным и схематическим изображением корабля; - «волшебная палочка»;
- конструктор «Элтик», схемы постройки;
-игрушки-животные;
- инвентарь: ведерки, метелки, тазики, тряпочки; фартуки;
- скафандры, штурвал, карты, компас, бинокль, рация;
- запись космической музыки, картинки Шалтая - Болтая.
Использовать предметы ухода за растениями: лейку, палочки для рыхления, тряпочки, опрыскиватель и т. д. ; фартуки, косынки.
Использовать материал центра «Творчество» и «Экспериментирование» :
- восковые мелки разного цвета, гуашь, тушь, краски, кисти, бумага большого формата, щетки и шпатели; бросовый материал: серебристая фольга, большая и маленькие коробки, пластиковые бутылки и т. д.
-листы черной, темно-синей, темно-фиолетовой бумаги альбомного формата;
- бумажные, пластиковые стаканчики, соломинки для коктейля, кисти, клей и т. д.
- внести жидкое средство для мытья посуды.
пластина из картона для размещения общей композиции;
- картотека опытов-экспериментов; альбомы схем для проведения опытов;
- телескоп, лупа, микроскоп, аптечка.
Выносной материал: обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, атрибуты к играм и предметы труда к постройкам, штурвал, карты, компас, бинокли, рация.
Литература:
- К. Булычев «Тайна третьей планеты»; - В. Медведев «Звездолет Брунька»; - В. Кащенко «Найди созвездия»; - В. Бороздин «Первый в космосе»; - П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»; - А. Леонов «Шаги над планетой"; - албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»,
- сказка народов Сибири «Небесный олень».
Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами актуальной зоны: - поручения; - накопление информационного опыта; - обыгрывание макета; - игра-задание; - чтение и рассматривание детских книг и журналов; - комментирование экспонатов выставки; - решение кроссвордов; - разгадывание лабиринтов; - игры-исследования; - конструирование; - изготовление поделок из бросового материала; - игры по типу «пазл».
Совместная деятельность взрослого и детей (интеграция образовательных областей)
Групповая, подгрупповая
Утро
Беседы. Цель: во время беседы побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникшие вопросы; применять в речи синонимы и антонимы, яркие образные выражения, эпитеты; воспитывать желание узнать новое.
Темы: - «Представления о земле и небесах»;
- «Голубая планета Земля»;
- «Созвездия»;
- «Первые космонавты»;
- «Как спутники помогают людям?».
Игровая деятельность. Мотивация игр: «Мы космонавты, перед тем как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на земле, проходят разные испытания: на сообразительность, на внимание и т. д. (исходя из цели игры)».
Дидактические игры:
- «Найди лишнее». Цели: развитие логического мышления; развитие умения проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку; развитие памяти. Игра проводится в двух уровнях, в разные дни.
– «Укрась слово». Цель: развитие образного мышления, воображения.
– «Дверная скважина». Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления.
– «Звук потерялся». Цель: развитие внимания, фонематического слуха.
Двигательная активность в форме игр:
- «Космическая зарядка». Цель: развивать двигательное воображение. Под плавную музыку дети выполняют различные упражнения, имитируя движения космонавтов в невесомости.
- «Придумай движение и повтори». Цель: развивать двигательную память. Усложнение игры «Космическая зарядка».
- «Разведчики». Цель: развитие наблюдательности, коммуникативности, организаторских способностей.
– «Что изменилось?». Цель: тренировка наблюдательности, развитие зрительной памяти.
– «Шалтай - Болтай». Цель: двигаться, не нарушая
личного пространства других детей.
Познание. Тема: «Земля – наш дом во Вселенной»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
в интеграции с образовательными областями
«Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».
Цель: способствовать формированию у детей представлений о космосе и космическом пространстве.
Задачи. Познакомить детей с тем как люди мечтали покорить космос и как эти мечты воплощаются в реальность.
Развивать потребность в овладении и использовании терминологии: «Солнечная система», «звезды», «планеты», «кометы», «спутники», «Вселенная». Вовлекать детей в совместный поиск ответов на возникшие вопросы. Развивать навыки творческого рассказывания, придерживаться избранной сюжетной линии в рассказывании. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. Воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели.
Активизация словаря:
- небо, звездное небо, звезда, планета;
- Солнце, Земля, Луна;
- созвездия;
- космос, космический корабль, спутник, космический полет, космонавт, скафандр.
Обогащение словаря:
- Вселенная, галактика, Млечный Путь;
- Солнечная система, планеты Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн;
- искусственный спутник Земли, космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция, орбитальная станция; - генеральный конструктор Сергей Павлович Королев.
Коммуникация
(Развитие речи и подготовка к обучению грамоте).
Тема: «Ракета летит к звездам»
Образовательная область: «Речевое развитие»
в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: способствовать формированию навыка творческого рассказывания.
Задачи: Развивать умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании, выстраивать предложения по типу суждений. Формировать навык активного контроля и оценки результатов деятельности, навык выражения своего мнения. Развивать способности к коллективному творчеству.
Развивать фонематический слух и закреплять знания букв; развивать навыки слогового чтения. Развивать силу голоса и дикцию: четко и громко произносить отдельные слова по правилам игры. Воспитывать интерес к совместной деятельности.
Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства.
Познание. Тема: «Большое космическое путешествие» (Развитие элементарных математических представлений).
Образовательная область: «Познавательное развитие»
в интеграции с образовательными областями
«Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».
Организуются пять частей одного задания, решаемые в разные дни.
Цель: способствовать формированию навыков сложения и вычитания чисел. Задачи: Упражнять детей в выполнении действий - сложение и вычитание. Развивать логическое мышление путем решения задач на составление последовательности и на определение недостающего элемента. Развивать творческую фантазию и воображение. Развивать интерес к математике, желание узнать новое. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, инициативность, толерантность.
Познание (Конструирование)
Тема: «Наш космический корабль»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: способствовать формированию умения делать постройки, используя бросовый материал.
Задачи: Формировать умение находить интересные, необычные конструктивные решения, видеть новое, нетрадиционное предназначение привычных вещей. Развивать творческое воображение, умение мыслить самостоятельно. Воспитывать умение работать коллективно : распределять между собой различные участки работы, получать удовольствие, радость от удавшейся совместной работы. Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, кисточкой.
Художественное творчество (Рисование)
Тема: «Путь к звездам».
Образовательная область: «Художественно-эстетическое
развитие» в интеграции с образовательной областью
«Речевое развитие».
Цель: познакомить детей с разными способами изображения звездного неба, его вида в безвоздушном пространстве.
Задачи: Способствовать формированию умения рисовать цветными восковыми мелками по белому листу бумаги с последующим покрытием всего листа гуашью. Познакомить с приемом набрызга. Формировать умение продумывать композицию и содержание рисунка, использовать пространство переднего и заднего плана. Развивать умение изображать ракету в полете, передавать в рисунке характерные особенности космического корабля. Закреплять навыки работы с гуашью, красками, навыки
тонирования бумаги, рисования кистью.
Художественное творчество (Рисование и аппликация)
Тема: «Звездный коллаж»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое
развитие» в интеграции с образовательной областью
«Речевое развитие».
Цель: продолжать знакомить детей с разными способами изображения космического пространства. Задачи: Познакомить детей со способом рисования с помощью мыльных пузырей методом отпечатывания. Формировать знания о соблюдении безопасности при работе с мыльной пеной и соломинкой для надувания пузырей. Развивать навыки силуэтного и симметричного вырезания из листа бумаги, сложенного пополам. Развивать у детей чувство композиции: гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию.
Художественное творчество (Лепка).
Тема: «Веселые инопланетяне»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое
развитие» в интеграции с образовательными областями
«Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: способствовать формированию умения лепить
по представлению. Задачи: Формировать умение воплощать свой замысел в лепке, размещать сделанные фигурки в общей композиции. Закреплять умение делать совместные поделки, согласовывая свои замыслы с замыслами других детей. Развивать навыки работы с пластилином, приемы: раскатывания, растягивания, расплющивания, примазывания, различные способы соединения деталей поделки. Развивать мелкую моторику руки. Развивать навыки творческого рассказывания и рассказывания по предложенному плану, умение придерживаться выбранной линии в творческом рассказывании. Воспитывать социальные навыки : умение договариваться, согласовывать свои действия, совместно планировать работу.
Художественная литература.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое
развитие» в интеграции с образовательными областями
«Речевое развитие», «Познавательное развитие»
и «Социально-коммуникативное развитие».
Ежедневно читать детям, используя для этого различные режимные моменты.
Цель. Развивать формы воображения, в основе которых лежит проблематизация с целью интерпретации текста. Задачи: Способствовать формированию представления о ценности книги и чтения. Погружать детей в стихию грамотного литературного языка. Расширять кругозор детей с целью использовать знания, полученные в книге, как источник для развития игровой и продуктивной деятельности. Обогащать словарный запас. Обращать внимание детей на образное и переносное значение слов.
Воспитывать познавательный интерес.
Прогулка
Наблюдения. Цель: способствовать формированию знаний о неживой природе.
Темы: «Солнце», «Небо», «Время года», «Земля, вода, воздух», «Притяжение земли».
Методы и приемы (действия) :
- Беседы, художественное слово, загадки, решение проблемных ситуаций;
- Экспериментирование: вода, снег, ветер; физические опыты: «День-ночь. Движение Земли вокруг Солнца»,
«Магнитные свойства Земли. Компас».
Подвижные игры:
- «Летающие тарелки». Цель: развитие ловкости;
– «Солнце! Земля! Воздух! Вода!». Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
– «Лови-бросай», «Кто дальше бросит мяч». Цель: совершенствовать навыки метания;
– «Быстро найди свою команду», «Тренировка на внимательность». Цель: развитие внимательности и быстроты реакции по сигналу;
- «Полоса препятствий». Цель: совершенствовать двигательные навыки, используя разнообразное оборудование детских площадок: ходьба и бег в колонне друг за другом, змейкой, лазание, скатывание с горки, вис на перекладине и т. д.
Игры-эстафеты: - «Оснащаем космический корабль». Цель: развитие сообразительности, быстроты реакции и бега;
– «Команда «На старт». Цель: упражнять в навыках лазания, развитие ловкости;
- «Медицинский контроль». Цель: развитие двигательных навыков с использованием обруча;
- «Велогонки». Цель: развитие быстроты движений.
В заключение игр с повышенной двигательной активностью предлагаю детям упражнения дыхательной гимнастики:
- «На планете дышится тихо, спокойно и плавно». Цель: способствовать формированию умения расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики;
- «Ветер на планете». Цель: укреплять дыхательную мускулатуру.
Сюжетно-ролевая игра-путешествие: «Космические спасатели». Цель: поддерживать интерес к игре, предложив новый поворот сюжета: организовать космическую спасательную экспедицию, вступить в сражение с враждебной природой или попытаться установить контакт с инопланетянами.
Труд: Постройки из снега «Космический корабль», «Луноход», «Планетоход». Ремонт построек «сломался планетоход (корабль, луноход, необходим ремонт». Цель: Закрепить познавательный материал о космосе : условия жизни на другой планете. Совершенствовать умение создавать постройки из снега, замечать поломки и устранять их. Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремленность, толерантность.
Вечер
Физическая культура. Место проведения: спортивный зал.
Тема: «Тренировка для команды космического корабля» (игровая двигательная активность)
Образовательная область: «Физическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие»
и «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: формирование опыта в двигательной деятельности, направленной на развитие основных движений, физических и морально-волевых качеств.
Задачи: Формирование осознанного использования приобретенных двигательных навыков в различных условиях. Продолжение целенаправленного развития физических качеств. Побуждение детей к проявлению морально-волевых качеств: настойчивости в преодолении трудностей при достижении цели, взаимопомощи, сотрудничества, ответственности.
«Космическая» гимнастика с обручем.
Игра: «Полоса препятствий». Цель: способствовать формированию двигательных навыков: ходьба змейкой по извилистой дорожке с огибанием препятствий, перешагивание с одного круга на другой, подлезание под дугами, ползание на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками.
Игры-эстафеты: «Собери космический модуль». Цель: развивать
быстроту бега и движений при сборке «космического» модуля;
«Партнеры». Цель: развивать умение координировать свои движения с партнером в паре, действовать в едином темпе.
Игра: танец дружбы «Лавата». Цель: развивать эмоциональное общение и партнерское взаимодействие в разнообразных движениях.
Дыхательная гимнастика:
- «Инопланетяне», цель: укреплять дыхательную мускулатуру;
- «Планета Сат-Нам, отзовись!», цель: укреплять мышечный тонус всего туловища и дыхательную мускулатуру.
Интеллектуальные игры в группе
Отгадывание кроссвордов
Цель: развивать логическое мышление.
Настольно-печатная игра «Звездный путь»
Цель: способствовать формированию умения искать
конструктивные выходы из затруднительных ситуаций.
Дидактические игры:
- «Какой? Какая? Какое?». Цель: развитие образного мышления, творческого воображения, активизации словаря, ассоциативного процесса;
– «Кто больше назовет действий». Цель: развитие образного мышления, сообразительности, активизации словаря;
- «Кто это?». Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности, активизации речи;
- «Неоконченный рассказ». Цель: развитие образного и воссоздающего воображения.
Дидактические упражнения:
- «Расставь по порядку». Цель: развитие логических операций сравнения, нахождения признаков сходства и различия, умения выстраивать последовательность;
- «Узнай по силуэту». Цель: развитие зрительного восприятия, логического мышления, умения находить признаки сходства и различия, узнавать предмет по силуэту;
– «Потому что». Цель: развитие умений строить связные высказывания, находить причинно-следственные связи;
- «Составление рассказа». Цель: развитие связной речи, умения придерживаться выбранной сюжетной линии в построении рассказа; развитие коллективного творчества.
Строительная игра «Космический зоопарк».
Цель: способствовать формированию умения разбираться
в схемах постройки зоопарка.
Сюжетно-дидактическая игра «Космический зоопарк».
Цель: познакомить детей с новыми приемами организации игры и с новыми сюжетами: работа ветеринарного врача.
Сюжетно-ролевая игра «Космические спасатели».
Игры-спутники: «Космический зоопарк», «Больница или медотсек на космическом корабле», «Ремонтная космическая бригада», «Кухня», «Мастерская», «Научно-исследовательская лаборатория». Цель: Поддерживать выраженный самодеятельный характер игры, потребность детей отразить свой эмоциональный опыт и знания в темах и сюжетах игры. Поощрять совместное творчество в создании сюжетов, умение комбинировать информацию, полученную из разных источников, планировать игровые события и действия, согласовывать их с партнерами по игре. Способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения детей со сверстниками в совместной игре.
Труд. Тема: «Уход за растениями». Цель: совершенствовать навыки ухода за растениями, подбирать способ ухода в зависимости от их внешнего вида и строения. Мотивация: «Планета Эмерун в опасности. Выпали космические вредные осадки для её растительности. Планете грозит экологическая катастрофа. На помощь планете Эмерун летит спасательный корабль «Астра». На борту корабля летят экологи-спасатели, с помощью специальных приборов они обработают растения и спасут планету.
Досуг «Космическое путешествие». Цель: формировать представление о взаимопомощи на примерах сказочных героев.
Задачи: стимулировать развитие образного мышления, творческого воображения; воспитывать толерантность.
Клубный час «Полет в космос»
Цель: закрепить знания о космическом пространстве, воспитывать социальные навыки : умение договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками. Мероприятия клубного часа:
- Строительная игра «Строим космический корабль». Цель: закрепить умение строить космический корабль по схеме;
- «Поликлиника для будущих космонавтов». Цель: уточнить и расширить представления о медицинских работниках,
специализации врачей, их профессиональной деятельности;
- «Тренировка для команды космического корабля».
Цель: совершенствовать двигательные навыки и физические качества;
- «Прокладываем маршрут к новой планете». Цель: развитие логического мышления в интеллектуальных играх.
- «На планете веселых животных».
Цель: совершенствовать навыки в разнообразной продуктивной деятельности;
- «Солнечное и лунное затмение». Цель: представить совместный с родителями проект, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.
Взаимодействие с родителями:
1. Папка-передвижка
«Детям о космосе и о первом космонавте».
2. Информационные листы «Покорение космоса».
3. Совместное
создание проекта «Солнечное и лунное затмения».
4. Выставка поделок из бросового материала «Космический транспорт».
5. Совместное участие в клубном часе: «Полет в космос».
Для составления проекта использована литература, рекомендованная для реализации ФГОС ДО:
1. «Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №8 «Тундровичок». [Электронный ресурс] : https://dou8zentr.ucoz.ru
2. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: Учебно-методическое пособие / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : Национальный книжный центр, 2015. – 304 с.
3. Скоролупова О. А. Покорение космоса. Тематические недели в детском саду : Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. – М. : Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2015. – 128 с.