Елена Претцер
Планирование тематической недели в старшей группе комбинированного вида по теме «Животные и птицы холодных стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевые ориентиры
: создание социальной ситуации развития в процессе развития представлений о диких животных и птицах холодных стран.
Задачи:
- Формировать представления о животных и птицах Арктики и Антарктики (их детёнышах, внешние признаки и среда обитания);
- Познакомить детей с климатическими условиями разных материков;
Публикация «Планирование тематической недели в старшей группе комбинированного вида по теме „Животные и птицы холодных стран“» размещена в разделах
- Животные севера. Планы
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Планы, тематические недели
- Старшая группа
- Темочки
- Расширять представления об особенностях приспособления животных и птиц к условиям окружающей среды;
- Развивать любознательность, зрительное внимание, образное мышление, восприятие, познавательный интерес;
- Развивать умение создавать конструкции, объединённые общей темой;
-Развивать умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц;
- Учить сравнивать животных и птиц по нескольким признакам, находя их сходство и различие;
- Обогащать словарь детей, развивать умение связно, последовательно выражать свои мысли, поддерживать беседу;
- Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и игре.
Материалы и оборудование
: Иллюстрации и репродукции картин по лексической теме. Глобус и карты Земли. Мнемотаблицы и сюжетные картинки для составления творческих рассказов. Разрезные картинки, штриховки. Материалы для ХТД. Мяч. Ноутбук. Видеопрезентации «Дикие животные и птицы Арктики», «Дикие животные и птицы Антарктики», «Птичьи базары Севера». Мультфильмы «Умка ищет друзей», др. познавательного характера.
Индивидуальная работа с детьми:
- Активизация словаря по теме.
- Создать эмоционально - положительный настрой.
- Упражнять детей в подборе прилагательных, глаголов к существительным.
- Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Формировать умение грамматически правильно составлять предложения.
Итоговое мероприятие:
клубный час по теме «Зимние забавы», развлечение «Путешествуем по стране Мастеров».
Работа с родителями:
вовлечение родителей в подготовку к презентации проектов «Родные Севера просторы полны животных, рыб и птиц».
«13» января, понедельник.
Тема дня: Родные Севера просторы полны животных, рыб и птиц и не видать земли границ. (Дикие животные и птицы холодных стран).
Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-7.50 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, птиц и их детёнышей по теме. Загадывание загадок. Работают с календарём природы, рассматривают иллюстрации по теме. Н/и «Собери картинку». Игры в центрах занятости. «Сравнение по высоте» - упражнять в счёте в пределах 6, сравнение животных по высоте, развивать внимание.
(Марк П., Арина С., Данил., Алёна С.) Формирование представлений о взаимосвязи животных и птиц со средой обитания.
7.50-9.00 Утренняя гимнастика, самообслуживание. Гимнастика для коррекции зрения «Мы снежинку увидали…». Завтрак. Инд. трудовые поручения. Выполняют упр., перестроение в колонны; КГН, дежурства в уголке природы и помощь воспитателю в организации занятия. Артикуляционная гимнастика по заданию логопеда - Саша К., Лена К., Марьяна О. Укрепление мышц глаз, развитие гибкости. Развитие умения соблюдать аккуратность при подготовке к занятиям.
9.00-10.30 Тема ООД: Рисование: «Обитатели Севера».
Логопедическое.
10.30-12.30 Второй завтрак. Наблюдение за работой дворника. Трудовые поручения: расчистка дорожек от снега.
П/и. «Пингвины на льдине», «Снег, метель, вьюга». Игра малой подвижности: «Кого не стало». Самостоятельная деятельность детей. Развитие движений: отрабатывать умение бегать «змейкой», обегая поставленные в ряд предметы - Лёня Ф., Саша Ф., Ваня И., Ваня С., Алёша. Развивать умение ценить труд других людей, помогать взрослым по возможности; играть в коллективе по общим правилам.
12.30-13.00 Чтение рассказов Г. Снегирёва «Про пингвинов» - беседа по содержанию. Массаж биологически активных зон «!Снеговик». Внимательно слушают, беседуют по произведению; проговаривают знакомые стихи с разной интонацией. Выполняют упражнения. Учить видеть красоту природы в произведении. Работа над выразительностью рчи. Профилактика простудных заболеваний.
15.00-15.50 Подъём, закаливание, КГН, полдник.
Индивидуальная игра воспитателя и детей в С. /р игре «Путешествие к южному полюсу». Выполняют гимнастику на кроватях, закаливание, КГН. Знакомятся с новой игрой, обговаривают сюжет, готовят атрибуты и среду для игры. Д/и «Кто позвал?» - развитие способности концентрировать внимание, слуховое восприятие, - Вика А., Владик А., Варя К., Артём Ю. Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности. Формировать способность согласовывать свои действия
15.50-16.20 Музыка
16.20-17.30 Прогулка: игры с выносным материалом, катание с горки. Обговаривание правил безопасной прогулки в ДОУ. Играют с выносным материалом. П/и «Пыжики и медведь», «Стой, олень!». Самостоятельная деятельность детей. Сравнение белого и бурого медведей - Настя Х. Максим Б., Артём Г. Закрепить правила безопасности зимой, умение дружно играть.
17.30-19.00 Ужин, ситуации общения воспитателя с детьми. Н/п. игры сбор пазлов. Пластический этюд «На льдине». КГН. Д/и «Право-лево». Самостоятельна деятельность в центре занятости. Упражнять детей в сборе разрезных картинок по образцу, учить рассказывать о сути комичной ситуации, о своих впечатлениях.
«14» января, вторник.
Тема дня: Родные Севера просторы полны животных, рыб и птиц и не видать земли границ. (Дикие животные и птицы холодных стран).
Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-7.50 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Беседа «Животные крайнего Юга и Севера». Пальчиковая гимнастика «на Севере белый мишутка живёт…». Рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе, рассуждают. Д/и «Лото» (животные разных климатических зон, «Сложи картинку». Рассматривают альбом «Зимние забавы». Д/и «Четвёртый лишний» - развивать умение классифицировать животных по существенному признаку, обобщать - Тая К., Влад А., Саша К., Лёша К. Познакомить детей с климатическими условиями разных материков. Развитие свободного общения между детьми и взрослыми.
7.50-9.00 Утренняя гимнастика, самообслуживание. Завтрак. Трудовые поручения (по подгруппам). Зрительное упр. «Снег идёт». Выполняют упражнения, перестроение в колонны; КГН, дежурства в уголке природы и помощь воспитателю в организации ООД. Укрепление мышц, развитие гибкости. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.
9.00-10.30 Тема ООД: Логопедическое.
Математика: «Поможем Умке найти маму». Физкультура.
10.30-12.30 Второй завтрак. Прогулка: наблюдение за солнцем. Загадывание загадок про солнце и небо. П/и «Преодолей препятствие», «два Мороза», «Догони свою тень» (познакомить с понятиями света и тени). Игры с выносным материалом. Катание с горки. Развитие движений «Добеги и прыгни» -упражнять в прыжках в длину, развитие координации движений – Таня Н. Марьяна О., Илья Х., Артём Ю. Лёня Ф., Варвара К. Формировать умение видеть красоту неба в разную погоду; развивать творческое воображение, желание фантазировать.
12.30-13.00 Чтение рассказа Б. Житкова «На льдине». Игры с мячиками Су-Джок. КГН. Слушают, обговаривают, высказывают своё отношение к прочитанному. Играют с мячиками. «Д/и «Назови и сосчитай» - умение правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными – Данил П., Вика А., Лена К., Арина С. Расширять «читательский» опыт слушанья разных литературных жанров. Развивать способность понимать главные характеристики героев, мотивы их поступков.
15.00-15.50 Подъём, закаливание, КГН. Массаж ног «Ловкие пальчики». Рассматривание иллюстраций к книге «Сказки народов Севера», «Детки в клетке». Выполняют гимнастику на кроватях, босохождение. КГН. Выполняют упражнения. Самостоятельная деятельность в уголке ХТД. Развитие умения собирать в ком газету пальцами ног, преодоление двигательного автоматизма. Побуждение к речевой активности.
15.50-16.20 Логопедический час. Психогимнастика «Весёлый воробей», «Заботливая мама», «Сердитый кот». Выполняют упражнения. Игры с конструктором «Строим ледяные горки». Работа с детьми по заданию логопеда; с карандашом (штриховка) - Лёша К., Марк П., Алёна С. Развитие умений работать, творчески подходя к процессу; художественного вкуса.
16.20-17.30 Прогулка: трудовые поручения в уголке природы и дежурство. Уроки вежливости: зачем нужно говорить «Спасибо» и «Пожалуйста». П/и «Покажи животное» (имитация движения, повадки, «Пингвины на льдине», «Цепи кованные». Катание с горки. Продолжать закреплять формы вежливого общения. Закреплять признаки зимы.
17.30-19.00 Ужин, ситуации общение воспитателя с детьми. Д/и «Что умеют делать звери?». КГН. Рисование по трафаретам, с/р. Игра «Кафетерий». Игры с конструктором. Д/И «Чей? Чья? Чьё?» (Хвост песца – песцовый, лапа медведя – медвежья и т. п.) - Максим Б., Ваня И., Лена К. Расширять в сознании смысловое содержание слова: учить создавать самые разнообразные словосочетания.
«15» января, среда.
Тема дня: Родные Севера просторы полны животных, рыб и птиц и не видать земли границ. (Дикие животные и птицы холодных стран).
Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-7.50 Приём детей, утренний фильтр. Просмотр видеопрезентации «Птичьи базары Севера».
Дых. гимнастика «Дует ветерок» Смотрят видео, участвуют в беседе. Дежурство в уголке природы – уход за растениями. Самостоятельная деятельность в центрах занятости. Артикуляционная гимнастика по заданию логопеда - Алёна С., Илья Х., Марк П., Саша Ф. Расширять представления детей о жизни птиц в условиях Севера; охраняемых животных и птицах.
7.50-9.00 Утренняя гимнастика, самообслуживание. Завтрак. Трудовые поручения (индивидуально). Выполняют упражнения, перестроение в колонны; КГН, дежурство по столовой и помощь няне (протирают стульчики). Укрепление мышц, развитие гибкости, осанки. Развитие желания помогать старшим.
9.00-10.30 Тема ООД: Логопедическое. Развитие речи: Рассказывание по картине «Северные олени»
Физкультура.
10.30-12.30 Второй завтрак. Прогулка: наблюдение и кормление птиц в кормушках. Расчищенные кормушек от снега. Д/и «Чем похожи, чем не похожи». Наблюдают, высказывают своё мнение и предположения. П/и: «Птички - домики», «Медведи и моржи», «Метель-мороз». Развитие физических качеств: упражнять в разных видах ходьбы (приставной шаг, подскоки, галоп) - Марьяна О., Таня Н., Лёша К., Варя К. Развивать воображение, внимание, желание помогать птицам в холодный период. Побуждение к двигательной активности.
12.30-13.00 Чтение эвенкийской сказки «почему олень быстро бегает». Д/и на развитие ЗКР «Кто дольше протянет звук?». Слушают сказку, высказывают своё отношение к прочитанному. Выполняют упражнения. Продолжать знакомить детей с произведениями народов мира. Развитие речевого дыхания, темпа и ритма речи.
15.00-15.50 Подъём, закаливание, КГН, полдник. Д/ игра «Угадай, кто это?» - подбор сущ. К прилагательным. Выполняют гимнастику на кроватях, босохождение по массажным дорожкам, КГН. Играют мини-группами. Вырезаем животных по контуру (развитие мелкой моторики) – Артём Г., Данил, Арина С., Вика А. Развитие логического мышления, внимания, памяти, речевой активности.
15.50-16.20 Фронтальное занятие с педагогом-психологом. Театрализованная игра по нанайской сказке «Кукушка». Играют в игры с психологом. Готовят атрибуты, среду для игры, распределяют роли. Работа по заданию логопеда – Влад А., Артём Ю., Ваня И., Лена К. Развитие внимания, речевой активности, моторной раскрепощённости при обыгрывании сценок.
16.20-17.30 Прогулка. Наблюдение за ветром. Наблюдают, устанавливают направление ветра. П/и «Весёлый заяц», «Снежинки летайте…». Хоккей. Д/и «Пищевые цепочки» - Саша К., Лёня Ф., Настя Х Закрепить такие понятия, как «Метель», «Вьюга». Расширять представления о зимних явлениях в природе.
17.30-19.00 Ужин, ситуации общения воспитателя с детьми. Рефлексия дня. Н/и. с конструктором, лего и мозайкой. Раскрашивание картинок в раскрасках. Закреплять умения играть в игры, соблюдать правила, воспитывать дружелюбие.
«16» января, четверг.
Тема дня: Родные Севера просторы полны животных, рыб и птиц и не видать земли границ. (Дикие животные и птицы холодных стран).
Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-7.50 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Беседа «Север России». Пальчиковая гимнастика «на Севере белый мишутка живёт…». Принимают участие в беседе. Д/и «Кому что?». Свободное рисование, штриховки. Рассматривают плакат «Первая помощь зимой». Д/и «Кто где живёт?» закрепление знаний о жилище животных - Лена К., Марьяна О., Арина С., Лёша К. Продолжать знакомить детей с севером России. Рассказать о тундре, её климатических условиях, обитателях, растениях.
7.50-9.00 Утренняя гимнастика, самообслуживание,
Завтрак.
Трудовые поручения (по подгруппам) Выполняют упражнения, перестроение в колонны; КГН, дежурство по столовой и помощь няне (протирают пыль). Д/и «Мама потерялась» умение правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже - Саша Ф., Настя Х., Артём Г., Данил П. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей, координацию движений. Воспитывать трудолюбие.
9.00-10.30 Физкультура на улице.
Подготовка к обучению грамоте: Звук [д] [д']. Выделение звуков [д] [д'] в потоке звуков. Позиция в слове.
10.30-12.30 Второй завтрак. Наблюдение: следы на снегу, учить определять чьи следы: детские, взрослые, следы животных. Трудовые поручения - сгрести снег к стволу дерева. Наблюдают, рассуждают, делают выводы. П/и «Дорожка препятствий», «Ловишки парами», «Третий-лишний». Д/и «Живое-не живое». Игровое упражнение в метании снежков правой и левой рукой «Кто дальше?» - - Ваня И., Влад А., Артём Ю., Лёня Ф. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.
12.30-13.00 Чтение рассказов Г. Снегирёва «К морю», «Белёк». Пальчиковая гимнастика «Животные Севера»
Д/упр. «Я загадаю-ты отгадай». КГН. Дети слушают, рассуждают и отвечают на вопросы по содержанию. Составляют небольшие описательные рассказы о задуманном предмете, называют его. Дежурство по столовой. Учить понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Учить согласовывать действия с текстом, развивать мелкую моторику.
15.00-15.50 Подъём, закаливание, КГН, полдник. Пантомима «Тюлени на лежбище» Выполняют гимнастику на кроватях, босохождение. Выполняют упражнение. Готовятся к развлечению. Развитие воображения, пластики, творческих способностей; умения аккуратно и быстро одеваться, помогать другим.
15.50-16.20 Развлечение «Путешествуем по стране Мастеров».
16.20-17.30 Прогулка: предложить детям охарактеризовать погоду, обратить внимание на цвет снега при свете фонарей и в темноте. Наблюдают, рассуждают, высказывают мнение. П/и «Совушка-сова», «Два Мороза». Катание с горки. Работа по заданию логопеда. Таня Н. Максим Б., Марк П. Саша К. Воспитывать умение общаться между собой. Расширять представления о тигре света и тени.
17.30-19.00 Ужин, ситуации общения воспитателя с детьми. Трудовая деятельность в игровом уголке. Д/и «Танграм». Рассказывают о том, что планировали на день и что из этого получилось, а над чем ещё нужно поработать. Д/и «Скажи, какой?» - умение выделять признаки предмета, использовать в речи качественные прилагательные (огромный, гладкий, толстокожий и т. д.) – Тая К. Алёна С., Варя К. Развитие зрительной памяти, речевой активности. Умение анализировать свою деятельность.
«17» января, пятница.
Тема дня: Родные Севера просторы полны животных, рыб и птиц и не видать земли границ. (Дикие животные и птицы холодных стран).
Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-7.50 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Артикуляционная гимнастика «Сдуй снежинку». Беседа-презентация «Жилища народов Крайнего Севера и Крайнего Юга» Смотрят презентацию, участвуют в обсуждении. Самостоятельная деятельность в центрах занятости. Работа с трафаретами, штриховка в определённом направлении - Лёня Ф., Артём Ю., Настя Х., Тая К. Способствовать расширению представлений о жизни людей в суровых климатических условиях. Познакомить с понятиями «Чум», «Яранга», «Научная станция».
7.50-9.00 Утренняя гимнастика,
самообслуживание. Завтрак. Трудовые поручения Выполняют упражнения, перестроение в колонны; КГН, дежурство по столовой и помощь воспитателю в подготовке к занятию. Работа над диафрагмальным дыханием: положение лёжа, игрушка – контроль – Саша Ф., Ваня И., Алёна С., Таня Н. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей, координацию движений. Воспитание трудолюбия.
9.00-10.30 Тема ООД: Музыка.
Логопедическое. Развитие образной речи: «Музыка зимы»
10.30-12.30 Второй завтрак. Познавательно-исследовательская деятельность «Что такое айсберг?». Трудовые поручения. Проводят эксперимент, наблюдают, рассуждают, делают выводы. П/и «Полярная сова и евражки», «Выше ноги от земли», «Два Мороза». Упражнения на отработку ОВД: тренировка в беге на скорость с подгруппой - Марк П., Марьяна О., Влад А., Дима П., Лена К. Арина С. Выяснить: почему айсберги не тонут и какую для кораблей представляют опасность. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
12.30-13.00 Чтение произведения Н. Носова «Петя Рыжик на Северном полюсе». Загадки. Пальчиковые игры третьего комплекса. КГН. Знакомятся с произведением, беседуют по содержанию. Отгадывают загадки. Дежурство по столовой. Выполняют упражнения. Учить понимать основную мысль произведений, умения правильно и чётко выполнять упражнения.
15.00-15.50 Подъём, закаливание, КГН, полдник. С/р игра «Оленеводы». Познакомить с поговоркой «В январе растёт день – растёт и холод». Выполняют гимнастику на кроватях, закаливание, КГН. Обговаривают ход мероприятия, готовят атрибуты и номера. Развитие координации рук и глаз «Зеркальное рисование», «Штриховки» - Саша К. Варя К., Максим Б., Вика А. Формировать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
15.50-16.20 Клубный час
16.20-17.30 Прогулка: наблюдение за погодой. Отметить, что вечером температура воздуха становится холоднее. Д/и «Хорошо-плохо» ТРИЗ Вспоминают утренник. Катание с горки. П/и: «Совушка-сова», «Воробьи и вороны». Расширение и закрепление знаний о природных явлениях зимой, приспособленностью людей к ним.
17.30-19.00 Ужин, ситуации общения воспитателя с детьми. Рефлексия дня, недели.
Строительные игры. Рассказывают о том, что планировали на день, неделю; что удалось, а над чем нужно ещё поработать. Развивать умение анализировать свою деятельность; развивать внимание, память, связную речь.
Работа с родителями: вовлечение родителей в подготовку к презентации проектов «Родные Севера просторы полны животных, рыб и птиц»
Рекомендации родителям:
1. Рассмотреть с ребенком картинки с изображением животных и птиц, живущих в холодных странах: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы, полярной совы, пингвина и т. п. ;
— рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;
— спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке;
— вместе с ребенком посетить зоопарк.
2. Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана:
Название.
Где живет?
Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т. д.).
Повадки.
Чем питается?
Как добывает корм?
Враги.
Как защищается?
Детеныши.
3. Дидактическая игра «Подбери признак»
морж (какой, олень, медведь….
4. Дидактическая игра «Узнай животного по описанию»
(Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет.)
5. Дидактическая игра «Назови ласково»
- сова - (совушка) тюлень - …
- пингвин - … льдина - ….
- морж - … нерпа - …
6. Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом «а»). Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый. У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого. Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый. Бурый медведь спит в берлоге, а белый.
7. Дидактическая игра «Сосчитай животных»
(согласование числительных с существительными): один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей.
8. Дидактическая игра «Кто лишний и почему?»
- Тюлень, морж, жираф, белый медведь.
- Морж, тюлень песец, пингвин.
9. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением животных и птиц холодных стран.