Иванова Марина Юрьевна
Планирование работы в подготовительной группе детского сада «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование работы в подготовительной группе детского сада по приобщению детей к истокам русской культуры.
сентябрь
1. Тема: «Приглашение к путешествию». Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
Цель: конкретизировать представления о традиционном убранстве русской избы, познакомить с устаревшими формами обращения и с русской традицией гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной
Публикация «Планирование работы в подготовительной группе детского сада „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
Культуре русского народа, познакомить с пословицами и поговорками: «Из гнилого леса ненадолго изба», «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Семья в куче – туча».
2. тема: «Хлебосольство»
Цель: познакомить детей с одной из традиций русского народа – гостеприимство (хлебосольство, рассказать о народных праздниках, которые сопровождались хлебосольством, формировать любовь к близким, семье. Воспитывать черты характера (вежливость, внимание, уважение к окружающим). Познакомить с пословицами о гостеприимстве «Все, что в печи, - на стол мечи», «Хлеб на стол – так и стол – престол, а хлеба ни куска. Так и стол доска», «Ушел не солоно хлебавши».
3. тема: «Хлеб всему голова»
Цель: «упорядочить представление детей о всей цепочке, которое проходит зерно, чтобы стать хлебом, познакомить со старинным орудием труда – серпом, цепом. Закрепить название злаков из которых мелют муку. Пословицы: «Как в мае дождь – так будет рожь», «Рожь две недели зелениться, две недели колоситься, две недели наливается, две недели подсыхает». Воспитывать любовь к труду, уважение к людям, выращивающим хлеб.
октябрь
4. тема: «Уж небо осенью дышало»
Цель: расширять представления детей о многообразии природных явлений родного края, воспитывать любовь к природе через народный фольклор – приметы, песенки, поговорки, пословицы: «Лето со снопами, осень с пирогами», «От осени к лету повороту нету».
5. тема: «Тула – мой город родной»
Цель: расширять представления о городе, почему город назван Тулой, познакомить с памятными местами города, с его сердцем –Кремлем – его назначением. Формировать любовь к родному городу, гордость за него.
6. тема: «Октябрь – грязик, ни колеса, ни полоза не любит»
Цель: расширять представления детей о многообразии сезонных изменений в природе через загадки, приметы, пословицы об октябре. Беседа о празднике Покров, знакомство с предметами домашнего быта – деревянным корытцем, тяпкой. Пословицы: «Октябрь – месяц близкий к пороше», «В октябре на одном часу и дождь, и снег», «Коли ясно, то и осень прекрасна».
ноябрь
7. тема: «На героя и слава бежит» (битва на Куликовом поле)
Цель: дать детям доступные их пониманию представления об историческом событии, произошедшим на Куликовом поле. Закрепить знания через иллюстрации: «Дмитрий Донской», «Пр. Сергий Радонежский – игумен земли русской». Познакомить со старинным оружием, обратить внимание детей на воинов разных поколений. Воспитывать гордость за свой народ, историю. (чтение «Куликово поле» А. Блок).
8. тема: «Филимоновская игрушка»
Цель: расширять представления о родном крае, его истории, культуре. Познакомить детей с этапами изготовления игрушки, истории возникновения этого промысла, учить созерцать красоту предмета, развивать эстетическое восприятие, любовь к Туле.
9. тема: «Русский народный костюм»
Цель: познакомить с историей русского костюма, с особенностями его внешнего вида, сравнить с современной одеждой, воспитывать уважение к труду рукодельниц, бережное отношение к предметам, имеющим историческую ценность.
декабрь
10. тема: «Здравствуй Зимушка – зима».
Цель: расширять представление детей о зиме, месяце «декабрь», познакомить с сезонными изменениями в природе, продолжать знакомить с жизнью диких животных в зимнее время. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
11. тема: «Новогодняя ярмарка»
Цель: дать детям представления о зимней ярмарке, познакомить с р. Н. инструментом балалайкой, «бери балалайку в руки – не станет скуки», обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах, продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями, фольклором.
12. тема: «Зимние узоры» (вологодское кружево)
Цель: познакомить детей с народным промыслом – плетением кружев. Сравнить кружева с морозными узорами на окнах, снежинками. Рассмотреть иллюстрации с изображением изделий из кружева. Воспитывать уважение к труду кружевниц.
январь
13. тема: «Золотая хохлома».
Цель: систематизировать знания детей о хохломской росписи, учить видеть и выделять характерные элементы хохломы. Развивать художественное восприятие, мышление, речь, воображение, воспитывать любовь к своей культуре.
14. тема: «Живет в народе песня»
Цель: расширять представление детей о многообразии русской культуры, одной из которых является песня, учить видеть связь песни с жизнью, бытом народа.
15. тема: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», музей «Ясная поляна».
Цель: расширять представления детей о родном крае, дать представления детям л музеях, для чего они нужны, перечислить музеи г. Тулы, познакомить с творчеством писателя – земляка, учить правилам поведения в общественных местах, культуре взаимоотношений.
февраль
16. тема: «Победа в воздухе не вьется, а руками достается»
Цель: продолжать знакомить детей с людьми, прославившими своим героизмом Россию, Тулу; памятниками героям в г. Туле. Рассказать о традициях – проводы в армию. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое страны, уважение к военным, желание служить и защищать Родину.
17. тема: «Пройдет зима холодная»
Цель: закреплять представление детей о сезонных изменениях в природе, о жизни растений и животных в зимнее время. Вспомнить пословицы и поговорки о зиме. Формировать желание беречь природу, подкармливать птиц. Уточнить представление детей о знакомых птицах (каких птиц мы встречаем в городе) их условиях жизни, роли человека в жизни птиц. Назвать птиц тульской обл., которые занесены в красную книгу.
18. тема: «Мы за чаем не скучаем»
Цель: познакомить детей с историей возникновения чая, с чаем разных сортов. Научить правильно заваривать чай. Вспомнить правила гостеприимства и народные традиции чаепития (самовар, тульский пряник).
Продолжать знакомить с народными пословицами и поговорками: «Где есть чай, там и под елью рай», «Самовар кипит. уходить не велит»
март
19. тема: «Дымковские мастера»
цель: познакомить детей с дымковской росписью, с ее отличительными особенностями, расширять представление о художественных промыслах;
рассказать о истории возникновения дымковской росписи, учить видеть и выделять основные элементы.
20. тема: «Сердце матери лучше солнца греет»
Цель: рассказать о празднике. Беседа о Маме с включением пословиц и поговорок о маме. Воспитывать любовь к маме, уважение к близким людям (бабушке, сестре, побуждать детей сделать добрые поступки, быть вежливыми.
21. тема: «Масленица – дорогая наша гостьюшка»
Цель: познакомить с обрядом проведения народного праздника «Масленица». Поддерживать интерес детей к событиям происходящим в стране, городе.
апрель
22. тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам»
Цель: продолжать знакомство детей с русскими народными сказками, дать представление о их написании, почему они называются народными, развивать интерес к печатному слову, учить вслушиваться в ритм и мелодику текста, воспитывать интерес к народному слову.
23. тема: «Мой родной край, Белоусовский парк»
Цель: познакомить детей с одним из красивых мест города, с весенними явлениями в природе: учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы о некоторых взаимосвязях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
24. тема: «Красная горка – рассказ о Пасхе».
Цель: познакомить с праздником, с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Формировать представление о празднике – его значении для народа, о традициях печь куличи, красить яйца, развивать интерес к народной культуре.
май
25. тема: «Рассказ – беседа о Дне победы»
Цель: познакомить детей с праздником «Днем Победы», рассказать о героях – туляках, отличившихся на поле битвы, закрепить знания о памятниках защитникам Отечества, повторить имена героев, участвовавших в сражениях, защищавших страну от иноплеменных нашествий, воспитывать патриотизм. Мужество. Уважение к старшему поколению.
26. тема: «Русская матрешка»
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с историей ее возникновения, закрепить знания детей о изготовлении матрешки, учить различать семеновскую матрешку от загорской. Развивать интерес к народному творчеству.
27. тема: «Прощание с избой»
Цель: продолжать приобщать детей к фольклору, словесным народным играм, рассказывание докучных сказок, пение частушек.