Бессчастнова Алёна Николаевна
Планирование проектной деятельности художественно-эстетической направленности «Бумагопластика» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1Пояснительная записка.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и составлена с учетом программы и методических рекомендаций Л. В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд».
Публикация «Планирование проектной деятельности художественно-эстетической направленности „Бумагопластика“ в старшей группе» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Основная цель занятий по художественному труду в детском саду - это научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками интересные поделки из бумаги, так, чтобы и процесс, и результат приносили радость. Получаемые на занятиях по ручному труду положительные эмоции (радость, восторг от сделанных своими руками игрушек, открыток и т. д) являются важным стимулом. Постепенно у детей формируются такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость.
Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается сме-калка, сообразительность, память, пространственно - ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.
Большая роль в овладении бумагопластикой в программе отводится коллективным работам.
В процессе совместной работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Результаты коллективного труда открывают ребят, побуждают их к выполнению новых поделок.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству.
1.2 Актуальность программы.
Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сен-сомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.
Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия бумагопластикой.
Бумагопластика дает возможность детям фантазировать и проявлять свои творческие способности.
1.3 Педагогическая целесообразность.
Программа обусловлена важностью создания условий для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.
Предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
1. 4 Отличительные особенности данной программы:
• возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала.
Бумагопластика развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Бумагопластика дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие» : мы почти все делаем одной рукой. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий. А занятие бумагопластикой гармонизирует работу полушарий мозга. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.
1. 5 Цель программы:
• Расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок. Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.
• Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность.
• Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоцио-нально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.
1.6 Задачи программы
Задачи в обучении:
• Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
• Познакомить с различными техниками работы с бумагой.
• Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.
Задачи в развитии:
• Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
• Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.
• Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
• Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и мате-риалами.
• Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные спо-собности.
Задачи в воспитании:
• Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.
1. 7 Ожидаемые результаты реализации программы:
• познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
• познакомятся с основами знаний в области композиции,
• формообразования;
• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг);
• овладеют основными приемами работы с бумагой : складывание, сминание, скру-чивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
• научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).
• научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
• научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
• научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.
1.8 Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
• Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);
• Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);
• Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);
• Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ, выполненные педагогом, иллюстрации.
1. 9 Формы подведения итогов реализации программы:
Проведение выставок детских работ.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 Учебно-тематический план.
Возраст детей Количе-ство детей в группе. Дни проведения. Длительность
занятий. Количество занятий в неделю. Количе-ство за-нятий в год. Время
затраче-но в год.
5-6 лет 12 вторник/среда че-рез неделю 25мин. 1 38 950 мин.
2.2 Календарный план.
Месяц Тема занятия Количество занятий
Всего Теория Практика
Сен-тябрь История происхождения бумаги и её волшебные свойства. 1 1
До свидания лето (Цветок) аппликация из ладошек. 1 1
Подсолнух (объёмная аппликация) 1 1
Осеннее дерево (аппликация из салфеток) 1 1
Октябрь Что нам осень принесла (фрукты) - объёмная ап-пликация 1 1
Гриб мухомор (торцевание) 1 1
Рыбка (аппликация из бумажных полосок капелек) 1 1
Разноцветная осень (торцевание с элементами квиллинга) 1 1
Но-ябрь Цыплёнок (салфеткокручение) 1 1
Фоторамка «Осенние мотивы» (салфеткокручение) 1 1
Осенний лес (объёмная аппликация) 1 1
Попугай (аппликация из бумажных полосок капелек) 1 1
Декабрь Снежинки (модульная аппликация ЗD) 1 1
Снеговик (торцевание по пластилину) 1 1
Ёлочные игрушки (объёмная аппликация из круглых салфеток) 1 1
Новогодняя ёлка (торцевание из салфеток ЗD) 1 1
Ян-варь Ёлочная игрушка из «гармошки» (объёмная ап-пликация) 1 1
Неваляшка (мятая бумага) 1 1
Снеговик (квиллинг ЗD) 1 1
Ёлочная игрушка из «гармошки» (объёмная ап-пликация) 1 1
Фев-раль Еловые шишки (гофр, бумага) 1 1
Снежный домик (аппликация из гофр. Бум.) 1 1
Открытка для папы (танк торцевание) 1 1
Аквариум (мятая бумага) 1 1
Март Букет крокусов (гофр бум ЗD) 1 1
Цветочный горшок на 8 марта (салфетки) 1 1
Подснежники в корзинке (объёмная аппликация) 1 1
Ваза для цветов (салфетки) 1 1
Апрель Ромашка и бабочки 1 1
Лебеди (объёмная аппликация из гофр. бум.) 1 1
Кувшинки (ЗD из гофр. Бумаги.) 1 1
Цветущая веточка 1 1
Май Цветущая вишня (гофр, бум) 1 1
Открытка 9 мая (торцевание) 1 1
Бож. Коровка (торцевание на пластилине) 1 1
Солнышко (аппликация из ладошек) 1 1
Всего занятий 36 1 35
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1 Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы, необходимо, прежде всего, владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения
В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
3. 2 Материально-техническое обеспечение программы:
• Бумага офисная цветная; бумага офисная белая; бумага цветная; гофрированная бумага; картон цветной; картон белый; бумага для акварели; клей ПВА; клей – карандаш; ножницы; техника для просмотра презентаций.
3. 3 Список литературы:
1. Аппликация и бумагопластика. - М. : АРТ, 2008. - 164с., ил.
2. Евсеев Г. А Бумажный мир. - М. : АРТ, 2006.- 107с., ил.
3. Черныш И. Удивительная бумага. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160с., ил.
4. Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги - М. :2008
5. И. Агапова и М. Давыдова «Игрушки и подарки из бумаги и картона». Изд-во «ДОМ. ХХI век» Москва 2007г.
6. Петрова И. М. Объёмная аппликация - С-П. : Детство-пресс 2002г.
7. И. И. Кобитина «Работа с бумагой : поделки и игры». Занятия с детьми старшего возраста. Творческий центр «Сфера» Москва 2001г.
8. Галина Корнева «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Издательский дом «Кристалл» Санкт-Петербург; 2001г.