Екатерина Булхиева
Планирование проектной деятельности в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Паспорт проекта
2. Пояснительная записка
4. Этапы реализации проекта.
6. Список использованной литературы.
7. Приложения
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта. «Скоро в школу»
Вид проекта : психолого-педагогический
Длительность. долгосрочный
Срок проведения: сентябрь - май
Темочки:
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Участники. Дети подготовительной группы, родители, педагоги группы.
Реализация проекта «Скоро в школу» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
• целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
• научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
• единства содержания форм и методов работы;
• личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
• сотрудничества детей, педагогов и родителей;
• доступности;
• системности и последовательности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Знакомство детей со школой и профессией учителя;
2. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
3. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
4. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
5. Создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры;
6. Разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров и т. д. ;
7. Разработка плана деятельности по преемственности со школой.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Формирование у детей мотивационной готовности к школе.
Повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе.
Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
Реализация проекта «Скоро в школу мы пойдём» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
единства содержания форм и методов работы;
личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
сотрудничества детей, педагогов и родителей;
доступности;
системности и последовательности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
Реализация различных форм систематической работы с родителями;
Развивающая среда ДОУ:
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Игровая, продуктивная, музыкально-художественная, познавательная, конструктивная деятельность; рассматривание иллюстраций, книг; дидактические игры, беседы с детьми, решение проблемных игровых ситуаций, художественное творчество, экскурсии и др.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА :
Выставка творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».
Диагностический рисунок «Школа»
Диагностика детей в конце года.
Презентация проекта : «Скоро в школу» (отчёт о проделанной работе)
Праздник «До свидания детский сад»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа – это мастерская,
где формируется мысль
подрастающего поколения,
надо крепко держать её в руках,
если хочешь выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс
Поступление в школу - серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребенок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники. А главное - определиться со школой, в которой он будет учиться.
Но при всем уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребенок должен забыть слово "хочу" ради слова "надо". В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Словом, у ребенка, поступающего в школу, больше причин для беспокойства, чем у родителей.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребенка. В качестве основных проблем, с которыми ему придется столкнуться в школе, можно выделить:
• смену режима дня и питания;
• смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду);
• непривычно высокий уровень шума на перемене;
• увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
• смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
• необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
• необходимость организовать свое рабочее место за партой;
• требования правильно реагировать на звонки с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию - необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
• возможный неуспех в деятельности;
• увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Поступление в школу - качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет.
Период адаптации к школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребенка пересмотра, а иногда и серьезной корректировки созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Причем "оценка" и "пятерка" для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него все необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы : "ты у нас отличником будешь", "у тебя появятся друзья", "учителя любят таких умненьких, как ты".
Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:
• неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности;
• трудности в поиске друзей среди одноклассников;
• расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т. д.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: "за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут", "ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать". Такие напутствия вряд ли воодушевят ребенка.
У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
В литературе по данной проблеме ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.
Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет все, если постарается.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Назва-ние
этапа
Содержание работы
Подготовительный этап Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности.
Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.
Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
Сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов;
Диагностика детей в начале года;
Индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностической готовности детей к школе.
Основной этап
Познавательное развитие
Рассказ воспитателя «Дети пошли в школу».
Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе.
Рассказ воспитателя «История возникновения школы».
Экскурсия к зданию школы.
Экскурсия библиотеку (выставка книг школьной тематики).
Интеллектуальная викторина «Играем - развиваемся».
Участие в межрегиональном турнире способностей «РостОК – UnikУм».
Дидактические игры: «Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек», «Путаница», «Живая неделя», «Что лишнее», «Добавь букву», «Логические бусы», «Отгадай, где спрятано», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом» и т. д.
Настольно-печатные: «Морской бой», «Кто быстрее дойдёт до цели», «Игры с бисером», лото «Соберись в школу», «Составим цифры из счётных палочек», «Найди клад по карте», пазлы, мозаика.
Игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Колумбово яйцо»; шахматы, шашки.
Речевое развитие
Беседы: «Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе», «Для чего нужно учиться», «Кто учит детей?», «Скоро мы пойдём в школу», «Как работает библиотекарь», «Что мы знаем о библиотеке».
Рассматривание картин, иллюстраций о школе прошлого.
«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)
«Почему я хочу учиться в школе» (монологический рассказ)
Словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой друг», «Четвёртый лишний», «Я знаю…», «Телеграф», «Слова-перевёртыши», «Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова», «Добавь букву» и т. д.
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Чтение художественной литературы: Н. Некрасов «Школьник», Л. Толстой «Филиппок», И. Лысцов «Как тетрадка родилась», А. Барков, Р. Сурьянинов «Откуда книга пришла», С. Маршак «Вчера и сегодня», М. А. Панфилова «Школа», А. Барто «Первоклассница», Л. Толстой «Рассказы из «Азбуки», Б. Заходер «Заболела эта книжка», Л. Барбас «Кому нужна пятёрка».
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевые игры:«Детский сад», «Школа», «Магазин», «Школьные товары», «Библиотека»
Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок».
Ремонт книг для малышей.
Беседа «Люди знакомые и незнакомые», «Безопасное поведение на улице», «Правила обращения с опасными предметами».
Дидактическая игры «Опасно – неопасно», «Кто лишний», «Кто из этих людей твои родственники», «Разложи картинки по порядку».
Ситуации ОБЖ «Я упал», «Один на улице», «Телефоны помощи».
Художественно-эстетическое развитие
Составление иллюстрированных книг для малышей «Книжки-малышки».
Оформление выставки детских рисунков «Что тебе понравилось в школе»
Рисование «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа», «Букет для учительницы». «Мой будущий портфель»
Лепка «Буквы», «Цифры», «Пенал»
Конструирование: «Моя школа» - строительный материал (по представлению, «Закладка для книги», тетради, учебники для игры в школу, формуляры.
Физическое развитие
Игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины»
Игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Мяч над головой» и т. д.
Беседа: «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьёзное дело»
Чтение «Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я Сам». Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.
Взаимодействие педагогов с семьёй
Ориентировка в пространстве: схема – маршрут «Я иду в школу» (совместно с родителями);
Родительское собрание: «Готовность детей к школе»
Тренинг «Мой будущий первоклашка»
Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу», «Какие стороны готовности к школе особенно важны», «Советы для родителей, дети которых готовятся к школе»
Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
Практикум для родителей «Первые школьные трудности : как с ними справится?»
Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников».
Заключительный этап Выставка творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».
Диагностический рисунок «Школа»
Диагностика детей в конце года.
Презентация проекта : «Мы будущие школьники» (отчёт о проделанной работе)
Праздник «До свидания детский сад»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. ; Дрофа,2001.
2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. ,1972.
3. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. «Вопросы психологии». 1995. №2
4. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М. : Знание,1992. С. 192.
5. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. «Начальная школа».2000. №1.
6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность детей 6 – 7 лет к школьному обучению. Сюжетно-ролевые и развивающие игры. М. ,1995.
7. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению : практическое пособие. М., 1996.
8. Идбина М. Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. 1999.
9. Ляшко Т. В., Синицина Е. Н. Через игру к творчеству. Обнинск, 1994.
10. Особенности психического развития детей 6 – 7 – летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988.