Светлана миллер
Планирование образовательной деятельности воспитателя логопедической группы ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность воспитателя логопедической группы ДОУ : сущность, структура
В настоящее время все педагоги озадачены не только участием в проектировании-образовательного процесса своего ДОУ (а именно проектированием основной образовательной программы дошкольного образования, но и проектированием, организацией, анализом, оценкой своей профессиональной деятельности по реализации данной программы.
Темочки:
Для администрации и педагогического коллектива ДОУ ценность представляет как процесс создания образовательной программы, так и совместная деятельность по её реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего профессионально-личностного развития; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедуре аттестации.
Актуальными направлениями деятельности воспитателя логопедической группы является коррекционно-образовательная деятельность по речевому развитию, а так же организация своей профессиональной деятельности во взаимодействии с коллегами и родителями воспитанников.
Общеизвестно, что профессиональная деятельность воспитателя логопедической группы строится на основе знания и учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей,
Необходимость переосмыслить и перестроить свою педагогическую деятельность с учетом вышесказанного обусловило цель: спланировать, осуществить и оценить профессиональную деятельность воспитателя логопедической группы в условиях реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1) разработать планирование разнообразных аспектов профессиональной деятельности воспитателя логопедической группы в условиях стандартизации дошкольного образования;
2) обеспечить речевое развитие воспитанников в совместной со взрослым деятельности и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД, но и при проведении режимных моментов;
3) разработать и апробировать диагностический инструментарий для мониторинга эффективности речевого развития детей дошкольного возраста.
Как решаются эти задачи на современном этапе?
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие попрежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыка связной речи.
Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо :
- формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной,
- ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д. ,
- ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п. ,
- организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка
А также создать условия для логопедизации жизни детей — т. е. создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в дошкольном учреждении и в семье.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в коррекционные занятия, обеспечивают педагогам серьезный позитивный эффект, как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление)
Успешность коррекционно – образовательного процесса зависит и от тесного взаимодействия воспитателя с родителями. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными:
• групповые родительские собрания;
• консультации, семинары;
• открытые занятия с детьми в присутствии родителей;
• анкетирование родителей;
• практикумы для родителей;
• папка с практическими советами и рекомендациями для родителей;
Современное дошкольное образование ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребенка к самореализации «здесь и сейчас», что ведет к переосмыслению и перестройке профессиональной деятельности воспитателя логопедической группы. Также осмыслен опыт работы по реализации федеральных государственных требований, которая стала определенным стимулом для развития профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации, планирования и проектирования образовательного процесса. С учетом полученного опыта планируется профессиональная деятельность в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Виды планирования образовательной деятельности воспитателя логопедической группы ДОО.
Планирование осуществляется на основе основной образовательной программы ДОУ. Существуют разные виды планирования.
- Перспективное планирование предусматривает распределение тем и итоговых мероприятий в течение учебного года.
Перспективное планирование воспитателя логопедической группы разработано в соответствии с годовым планом дошкольной образовательной организации.
- Календарно-тематическое планирование отражает совместную деятельность воспитателя логопедической группы и воспитанников с учетом интеграция образовательных областей.
- Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности осуществляется совместно со всеми субъектами образовательного процесса ДОУ.
Программа мониторинга образовательной деятельности воспитателя логопедической группы ДОО на учебный год.
Этапы мониторинговой деятельности :
1. Подготовительный
• анализ имеющихся данных
• условий и факторов
• постановка цели
• определение объекта
• установление сроков
• изучение необходимых материалов
• разработка инструкций и инструментария
• создание технологического пакета
• проведение работы с родителями о диагностической работе с воспитанниками (разрешение от родителей на проведение диагностики)
2. Организационный
• проведение организационных совещаний
• распределение обязанностей между специалистами
• консультации по ознакомлению с содержанием технологического пакета
3. Диагностический
• Сбор информации по интересующей проблеме, изучение документации,
• наблюдение
• тестирование, беседы с детьми, выполнение диагностических заданий
• использование, социологических методов (контрольные срезы, хронометраж, интервьюирование, анкетирование, собеседование) и сопоставление результатов с примерными типологическими характеристиками воспитанников
• определение состава дифференцированных подгрупп с низким, средним, и высоким уровнями освоения образовательных областей
4. Аналитический
• систематизация, обработка и анализ полученной информации,
• сопоставление результатов, формулирование выводов
• написание аналитической справки по группам
5. Итоговый
• составление прогнозов
• составление образовательных маршрутов (воспитатель и специалисты)
• выработка предложений и рекомендаций для принятия управленческого решения
• определение сроков выполнения рекомендаций
6. Выступление на медико-педагогическом совещании с результатами мониторинга