Анастасия Иванова
Планирование логопедической деятельности по региональному компоненту
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Дошкольный возраст, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений об этнической и национальной культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать ребенку элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. С учетом этого можно сказать о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности. Данное планирование дает возможность донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала, знаний о культуре и традициях уральского края. Работа над региональным компонентом воспитывает уважение к старшим, к членам семьи; прививает чувство привязанности к своей семье и родному дому. Знакомство детей с родным краем формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Публикация «Планирование логопедической деятельности по региональному компоненту» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель: Воспитание у детей патриотических чувств и любви к своей Родине, родному краю.
Задачи:
– побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края;
– стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки;
– развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться;
– воспитывать нравственные качества личности ребё нка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к Родине, гордость за неё
ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.
Январь
Тема: «Родная сторона – мой Урал».
Задачи:
Закреплять знания и представления об области, в которой мы живем, о национальностях, живущих на Урале.
Работать над речевым дыханием, просодикой речи.
Активизировать словарь по теме. Учить подбирать родственные слова.
Содержание
Дидактическая игра: «Третий лишний» -национальности, живущие на Урале
Ввести в активный словарь:
- существительные Родина, область, столица, язык, гимн, национальность, башкиры, татары, русские;
- прилагательные: богатая, любимая, прекрасная, единственная, прекрасная, многонациональная;
- глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.
- учить подбирать родственные слова к слову «Родина» - родной, родня, род, родители, народ, родненький, родиться.
- формировать правильное звукопроизношение.
Дидактическая игра «Сложи герб Челябинска» -разрезные картинки
Домашнее задание: нарисовать флаг России. Рассмотреть на географической карте Челябинскую область и город Челябинск.
Февраль
Тема
«Национальная одежда».
Задачи Связная речь
Продолжать учить высказывать свое мнение, находя хорошие, плохие стороны в одежде;
Учить детей логичности, связности, последовательности высказывания;
подбирать большое количество определений, включать слова-признаки в предложения;
развивать творческие способности детей;
Содержание
- Описание русского костюма куклы Алёны и башкирского костюма куклы Айгуль
Обогащение словарного запаса:
- Прилагательные: кожаный, меховой, зимняя, летняя, удобная, модная, нарядная.
- Глаголы: снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать.
- Дидактическая игра «Подбери одежду для Айгуль и Алёнки».
- Игра помочь найти нужную одежду для Айгуль и Алёнки. (готовые образцы, соединить стрелками).
Март
Тема: «Мир растений и животных»
Задачи: Обогащение словаря. Развитие фонематического слуха. Образование слов с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Образование формы родительного падежа мн. числа имен существительных.
Содержание: Активизировать знания детей о животном и растительном мире Урала.
Дидактическая игра «Кто живет в лесах Южного Урала?»
Дидактическая игра «Деревья на Южном Урале»
Домашнее задание: найти и выучить пословицы и поговорки о животных; Например: Две бараньи головы в один котел не лезут - Два медведя в одной берлоге не уживутся. Пошел за свиньей - вывалялся в грязи- С кем поведешься, оттого и наберешься.
Апрель
Тема: «На лыжах с Уральских гор»
Задачи: Учить составлять рассказ по картине, включая описание внешнего вида персонажей; развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания. Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.
Содержание:
Активизировать знания детей о горнолыжном комплексе на горнолыжных курортах Абзаково и Банное.
Обогащение словаря:
- существительные: день, мороз, снег, сугроб, гора, склон, лыжи, санки, лыжня, лыжник, трасса, подъемник, вершина горы, спуск, скорость, тюбинг;
- Прилагательные: крутой, пологий, высокая, морозный, снежный, зимний, холодный, искристый, скрипучий, солнечный, пасмурный;
- Глаголы: выпал, кружится, морозит, тренироваться, скользить, догонять, съезжать, спускаться, подниматься, ехать, скатываться, катиться, кататься, катать, падать.
- Игры: «Скажи наоборот», «Чего не стало?».
-Составление рассказа по картине
- Знакомство с пословицами, поговорками. Лыжи не сами везут. Колесо сделано, чтобы крутиться, а лыжи — скользить. Без лыж по снегу не двинешься.
Май
Тема: «Виды войск и военная техника»
Задачи: Занятие по связной речи.
Пальчиковый игротренинг. «На параде» Физминутка: «Аты-баты.»,
Развивать монологическую речь, словесно-логическое мышление при составлении описательного рассказа.
Содержание: Беседа о конных войсках в старину. Воинское снаряжение: пики, луки, сабли, ружья, колчаны, кожаные щиты, сабельные ножны. (иллюстрации)
Беседа о военной технике, которая изготавливалась на Уюном Урале во время войны.
«Танкоград- что это такое?»
Военная техника в «Саду Победы»
Закрепить представление детей о видах войск и военной технике;
- Дидактические игры: «Найди свой род войск», «Чья военная форма?», «Каким должен быть солдат»;
- «Опиши своего солдата»-составление рассказа.
- Пословицы и поговорки о солдатах, солдатской дружбе: «Сам погибай, а товарища выручай», «Один за всех и все за одного», «Бдительного воина врасплох не застанешь»», «Бой отвагу любит», «Былой славой боя не выиграешь»;
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
С ЭЛЕМЕНТАМИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА БУДЕТ :
• Приобретение детьми определенной системы знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края;
• овладение представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации;
• элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
• обогащение словарного запаса, развитие памяти, словесно- логического мышления, творчества;
• формирование доброжелательности, чуткости, навыков сотрудничества в процессе общения друг с другом;