Вера Мамаенко
Педагогический проект «Моя любимая Усть-Уда» для активизации родителей в работе по региональному компоненту
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Моя любимая Усть-Уда» был реализован с детьми дошкольного возраста и семьями воспитанников весной 2023года. Проект познавательно-исследовательский, краткосрочный, осуществлялся в рамках регионального компонента.
Одной из главных задач современного образования является воспитание подрастающего поколения патриотами своей страны. И начинать надо с малого. Региональный компонент отражает своеобразие культуры, природы, социального окружения дошкольников. А так же позволяет соблюсти принцип последовательности: от родного дома дошкольника до детского сада, от родного посёлка под красивым названием Усть-Уда до Иркутска, главного города нашей области и Москвы, столицы нашей Родины.
Публикация «Педагогический проект „Моя любимая Усть-Уда“ для активизации родителей в работе по региональному компоненту» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
В этой работе мне, как воспитателю, помогают педагогические проекты. Потому что способствуют формированию и развитию познавательного интереса у детей и активно вовлекают семью в совместную деятельность. В любом деле важна последовательность действий. Она позволяет двигаться в заданном направлении, постепенно вовлекая всё большее число участников, организуя интересные, разнообразные мероприятия соответствующие возрасту детей и накапливая опыт. Это необходимо как в работе с детьми, так и в работе с семьями воспитанников. Они с удовольствием откликаются и принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
Исходя из возрастных особенностей детей, сначала использую ближайшее окружение, что позволяет сохранить яркий интерес и способствует воспитанию эмоционально-положительного отношения к месту, где родился и живёшь, любви к родному дому, семье, уважение к родителям.
Да, в силу возраста дети мало знают о родном посёлке. Необходимо помочь им начать это знакомство с родного дома и места жительства друзей и организаций, где работают родители.
Был объявлен сбор фотографий: места работы родителей, самого рабочего места, дома, где проживает семья. Материал необходим для ознакомления детей. И хотя были риски, что откликнется мало родителей или фотографии будут плохого качества, работа началась. Откликнулось сразу 11 семей, которые предоставили полную или частичную информацию.
Так же интересные материалы были взяты из интернета.
В работе с детьми и родителями использовались беседы, ситуативные разговоры, слушание песен, игры малой подвижности, конструирование из строительного материала, рисование, познавательные занятия, выставки, дидактические игры, стендбуки.
Вся накопленная информация была систематизирована в альбом для рассматривания «Моя семья. Место работы моих родителей» и лэпбук «Я здесь живу и край мне этот дорог».
Сбор фотографий дома, где проживают воспитанники, места работы родителей, их рабочего места, непосредственно трудового процесса, позволил визуализировать эту информацию, как для каждого ребёнка, так и для всех детей в группе. Дети рассказывали о своём доме, делились своим видением предоставленного материала. Фотографии места работы были оформлены в виде выставки в доступном для всех участников проекта месте. Которое сразу стало центром детской активности : рассказывали, показывали, делали выводы, делились информацией. Речевая активность повысилась в разы : все стремились говорить. Дети полноценно общались, включались в диалог, составляли описательные рассказы.
Постепенно дети узнают в каких организациях работают их родители, чем они там занимаются в то время, когда оставляют ребят в детском саду. В игре малой подвижности «Покажи, как работают твои родители» дети учатся отображать действия взрослых во время трудового процесса: бухгалтер работает за компьютером, продавец приносит и отдаёт покупателю товары, пожарный разматывает пожарные рукава и тушит пожар, водитель крутит руль и нажимает педали, воспитатель проводит занятия. Они постепенно осознают, что взрослые не просто так уходят утром на работу, а занимаются нужными и полезными делами, делают жизнь других удобнее, а наш посёлок лучше.
В ходе работы по проекту ребята узнают, как выглядят организации, где работают их родители. У них воспитывается чувство гордости за них. Ведь не каждого могут взять на ответственную работу в пожарную часть или больницу. А еще они начинают понимать, что все профессии важны и нужны. Ведь дворник делает жизнь других легче и позволяет увидеть красоту окружающего мира, а посуда и полы сами по себе не станут чище. Для детей возможность увидеть положительный взгляд других на результаты работы близкого человека позволяет поддержать уважительное отношение к его работе и гордость за неё. В ходе открытого занятия все эти знания были обобщены.
Создание построек своего дома, детского сада, различных организаций посёлка позволило создавать целостную картину окружающего, поддерживало интерес к знакомству с родным посёлком, удовлетворение от своего труда. А ещё это смогло создать более полное представление об окружающих реалиях.
Красота окружающей природы знакома всем и любима. Она находит отражение в рисунках, раскрасках. Дети с удовольствием занимались творчеством: рисовали традиционными и нетрадиционными методами, раскрашивали готовые раскраски. Мини-выставки таких работ популярны среди ребят, а сами работы с гордостью все унесли домой для портфолио и коллекций.
Дети с интересом слушали запись песни о нашем посёлке «Край Распутина – белых берёз», песен хорового коллектива народного ансамбля песни и танца «Славиния». Красота музыкальных произведений оставила след в детских сердцах. Родители по просьбам ребят дома находили эти записи в интернете и тоже с удовольствием слушали. Красивая музыка заняла местечко в детских сердцах.
В результате реализации проекта «Моя любимая Усть-Уда» дети узнали место, где работают родители, смогли запомнить названия организаций. Они проявляли любознательность, активность, пополнили словарный запас и смогли визуализировать знания через постройки, творческие работы, слушание музыки.
Родители предоставили качественные фотографии дома ребёнка, смогли показать место своей работы и свою роль в трудовом процессе, активно отвечали на многочисленные детские вопросы и вопросы воспитателя. Своим активным участием показали детям положительное отношение к родному посёлку, дому, своей работе.
Воспитатель смогла заинтересовать детей и родителей в сборе материала. Полученные материалы были логично и эстетично скомпонованы в альбомы, выставки, лэпбук. Всех участников проекта активно подталкивала к чётким, логическим выводам. Всеми действиями способствовала воспитанию любви к малой Родине.
Таким образом, задачи проекта были реализованы в полной мере, что позволяет строить планы по расширению и дальнейшему продвижению данной работы.
Практической значимостью проекта стало :
Дети начали лучше ориентироваться в родном посёлке, узнали, чем занимаются родители, когда приводят их в детский сад, начало проявляться чувство гордости за родных, за наш посёлок.
Лэпбук остался ярким напоминанием, к которому периодически можно возвращаться для закрепления полученных знаний и просто для поднятия настроения.
То, что родители активно включились в изучение дошкольниками родного посёлка, позволило дать первоначальное представление об окружающем, уникальной природной, социальной и культурной среде, явилось средством социализации детей.
Весь этот проект реализовался только благодаря их деятельной позиции и положительной энергетике. Ими представлена возможность увидеть красоту родного посёлка и испытать чувство гордости за его жителей. А благодаря активному участию нематериальным итогом стала гордость за смелых и активных родителей со стороны детей и других родителей.