спецова ольга
Планирование и организация здоровьесберегающей деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование и организация здоровьесберегающей деятельности
педагога ДОУ
Спецова О. В. ,
воспитатель МАДОУ
«Детский сад №2 г. Белгорода»
Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, СанПиН 2.4.1.3049-13 требуют обеспечить максимально высокий уровень реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей. Проанализировав эти документы, можно увидеть, что задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте признается одной из наиболее важных.
Публикация «Планирование и организация здоровьесберегающей деятельности педагога» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Усилия работников коллектива МАДОУ Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Белгорода направлены на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий в нашем дошкольном учреждении обеспечивают оптимальный уровень реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи здоровьесбережения в ДОУ :
сохранить здоровье детей;
создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
В нашем детском саду разработана и применяется на практике система оздоровительной работы с детьми во взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения. Ведущими направлениями этой работы выступает: создание условий, организованно-методическое и педагогическое направление, профилактическая работа, а также физкультурно-оздоровительное направление.
В своей работе с детьми планирую здоровьесберегающие технологии по следующим 3-м направлениям:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Коррекционные технологии.
Эти технологии стараюсь отразить в своём ежедневном календарном планировании образовательной деятельности.
Для оздоровления детей в нашем дошкольном учреждении созданы необходимые условия. В детском саду имеется физкультурный зал, оснащенный необходимым игровым оборудованием. На территории МАДОУ д/с №2 оборудована спортивная площадка.
Свою работу по организации здоровьесберегающей деятельности в группе выстроила по следующим направлениям:
Рациональная организация двигательной деятельности детей. Сюда входят такие виды деятельности, как:
Утренняя гимнастика.
НОД по физическому развитию;
Гимнастика после сна;
Ежедневный режим прогулок;
Создание условий;
Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
Динамические паузы и физкультминутки.
Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней. Для младших дошкольников в своей работе использую:
гимнастику, состоящую из хороводов, гимнастику в кругу;
сюжетную гимнастику с предметами и без них;
обыгрывание сюжетного стихотворения;
утреннюю гимнастику на основе подвижных игр разной степени подвижности;
гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 - 8 минут.
Зачастую для проведения утренней гимнастики использую персонаж «Здоровячок», который помогает нашим ребятам становится сильными и крепкими.
В перерывах между непосредственно образовательной деятельностью в обязательном порядке планирую физминутки, включая в них физические упражнения, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, а так же динамические паузы.
Во время прогулки планирую : оздоровительную ходьбу; бег; от 2 до 4 подвижных игры с правилами разной интенсивности (в зависимости от возраста, с разными видами движений; физкультминутки; игры с мячами, с прыгалками, в классы, с обручами, с веревочками и т. д.
Здоровьесберегающая деятельность до сна также планируется и организуется в группе. Чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело, планирую такой элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья, как релаксация.
Перед сном детей планирую такой элемент коррекционной технологии, как технологию музыкального воздействия. В спальной комнате включается музыка из сборника колыбельных «Спи моя радость усни».
После сна проводится гимнастика после сна или гимнастика пробуждения – это различные упражнения в постели, на стульчиках; массаж рук, ступней ног; упражнения на координацию; хождение по корригирующим дорожкам; босохождение; другие оздоровительные мероприятия.
Перед ужином планируются и организуются водные процедуры (мытье рук до локтя, умывание, беседы о здоровье.
Вечер насыщен подвижными и малоподвижными играми, дыхательными упражнениями, играми со спортивным инвентарем. Один раз в неделю планирую такой элемент коррекционной технологии, как сказкотерапия. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания детей.
Индивидуальная работа с детьми также планируется и организуется в режиме дня. Это ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление и профилактика осанки, сколиоза); упражнения на координацию; элементы самомассажа для развития мелкой моторики пальцев рук (например с прищепками, счётными палочками, с шишками); психогимнастические этюды; игры на развитие мелкой моторики; игры на концентрацию внимания и достижения цели: бросание мяча в цель, чередование подвижной и спокойной деятельности.
Следующее направление в работе педагога по здоровьесбережению – это :
Применение мероприятий по закаливанию организма детей – с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используются следующий комплекс процедур: ходьба по «дорожкам здоровья», босохождение в летний период (с согласия родителей, воздушные ванны в облегченной форме, также гигиенические процедуры – умывание рук, лица, шеи, обливание ног в теплый период года, гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
В течение года в рамках тематического планирования проводим цикл образовательных ситуаций по знакомству дошкольников с устройством организма, НОД о правильном питании, методах сохранения здоровья. Для этого приглашаем в гости к детям врача, медицинскую сестру.
В течение дня проводим закаливающие процедуры с дошкольниками: воздушное и солнечное закаливание, соблюдение питьевого режима, режима проветривания. Систематически проводятся развлечения, спортивные мероприятия, дни здоровья, актуальные проблемы освещаются на страницах санбюллетеня.
Использование практически апробированных приемов оздоровления детей в течение дня :
Пальчиковая гимнастика;
Общеразвивающие комплексы упражнений;
Подвижные игры.
Консультативно-информационная работа:
оказание консультативной помощи родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
проводится целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания, формирования основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
информирование и консультирование по вопросам здоровьесбережения через сайт МАДОУ;
активное привлечение родителей в физкультурно – оздоровительную работу МАДОУ;
организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов, индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогом-психологом;
проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Работа по оздоровлению детей велась в тесном контакте с родителями:
совместные спортивные праздники;
информация в родительских уголках;
родительские собрания с участием педиатра;
анкетирование.
В нашей группе ведется «Тетради здоровья», что позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника и обеспечить его психофизическое развитие.
Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются специалистами дошкольного учреждения: воспитателями, руководителями физического воспитания, педагогом-психологом, музыкальным руководителем.
Анализируя данное направление работы педагога ДОУ, можно сделать вывод, что разнообразные формы здоровьесберегающей деятельности способствуют полноценному формированию у детей основ здорового образа жизни, полезных привычек и, в итоге, подготовке их к обучению в школе. Кроме этого, важна роль родителей, воспитателя, его профессионализм для организации деятельности по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.