Светлана Геннадьевна Трунилина
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
План самостоятельного повышения профессиональной компетентности воспитателя Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно - прикладному творчеству»
Цель: Самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом педагогических потребностей и интереса. Развитие умения самостоятельно организовывать свою деятельность по повышению профессиональной компетентности по вопросу развития художественных способностей детей. Расширить знания о народных промыслах.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству» размещена в разделах
Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Воспитывать у детей любовь к русскому декоративно-прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров.
Задачи:
Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
Систематизировать изученную литературу.
Актуальность
Народное декоративно - прикладное искусство - одно из средств воспитания, которое учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, в изобразительном искусстве.
Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
В положениях ФГОСДО четко обозначена задача формирования патриотизма, гражданственности, нравственности, а это возможно только при условии активного использования произведений искусства в качестве средства и условия гармоничного развития ребенка. Посредством общения с народным искусством, происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю.
Формы и методы работы:
Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
Изготовление народных игрушек, рисунков.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Составление перспективного плана, разработка конспектов.
Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей «Народные игрушки своими руками».
Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
Работа с методической литературой
Обработка анкетных данных.
Подготовка и оформление документации.
Предполагаемый результат:
Разработанный план самообразования поможет систематизировать образовательный процесс, сделать его более насыщенным, современным, отвечающим требованиям ФГОС и потребностям детей.
Изучение методической литературы по данной теме:
1. ФГОС ДО Приказ Мин. Образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 2. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. :Мозайка-Синтез,2014. - с :
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
4. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
7. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
8. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика - Синтез,2008.
9. «Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
10. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
12. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
13. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
Перспективный план работы с детьми
Раздел плана Форма работы Практические выходы
Сентябрь
Работа с детьми Оформление альбома по народным промыслам «Городецкая роспись».
Приобщение к социокультурным ценностям.
Беседа о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях.
Эмоционально отзываться на произведения народного искусства, развивать интерес к национальной культуре.
Рисование расписных платочков.
Октябрь
Работа с детьми Художественно-эстетическое развитие. Лепка народной игрушки «Козлёнок».
Развивать умение работать с пластилином и глиной по образцу и собственному замыслу.
Рассматривание городецкой росписи.
Расширять знания о городецкой росписи, выражать положительные эмоции
Упражнение по рисованию элементов цветочного узора городецкой росписи и усвоению технических приёмов.
Рисование дымковских барышень с использованием элементов декоративной росписи. Рекомендуется всем детям для развития моторики.
Работа с родителями Консультация «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дома»
«Развитие творческих способностей на занятиях кружка». Развивать эмоциональную сферу, формировать гармоничную личность
Ноябрь
Работа с детьми
Просмотр иллюстраций «Сказочная Дымка» Декоративная роспись фигурок (игрушек) по мотивам народных узоров.
Беседа о видах городецкой росписи.
Оформление альбома «Дымковская роспись»
Изготовление дидактической игры «Составь узор»
Развивать интерес к изобразительной деятельности.
Развивать умение поддерживать беседу о городецкой росписи.
Работа с родителями
Консультация «Значение декоративно-прикладного искусства в развитии личности дошкольника»
Развивать сотрудничество и взаимопонимание с родителями по нравственному и художественно-эстетическому воспитанию.
Повысить уровень активности и заинтересованности родителями этой темой
Декабрь
Работа с детьми
Рассказ о дымковской росписи, игрушках.
Изготовление новогодних игрушек.
Лепка «Пряничные человечки». Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Работа с родителями Привлечение родителей к участию в конкурсе новогодней игрушки.
Январь
Работа с детьми
Знакомство с гжелью.
Изготовление «сервиза» по мотивам гжельской росписи Воспитывать уважение и интерес к мастерам своего дела.
Развивать навыки изобразительной деятельности.
Работа с родителями Консультации:
«Играйте с детьми в народные подвижные игры» Информация родителям по играм данной темы
Февраль
Работа с детьми Расписывание детьми под хохлому силуэтов посуды.
Изготовление дидактической игры «Четвертый лишний». Развивать интерес к художественному творчеству.
Работа с родителями Предложить родителям поговорить с детьми о семейных традициях.
Март
Работа с детьми Беседа о «Русских умельцах».
Лепка «Кулоны для мам»
Роспись посуды для кукол.
Узор в стиле народной росписи (гжельской).
Выставка поделок на тему «Народные промыслы». Развивать интерес к декоративному рисованию.
Работа с родителями Выставка совместных поделок на тему «Народные промыслы».
Апрель
Работа с детьми Мониторинг. Беседа «Золотая Хохлома»
Декоративное рисование : «Филимоновский петушок».
Рисование на тему «Кукла в русском национальном костюме».
Развивать интерес к изобразительной деятельности.
Работа с родителями Создание уголка народных промыслов.
Май
Работа с детьми
Роспись силуэтов гжельской посуды
Лепка «Красивые узоры».
Выставка Развитие интереса к народным промыслам Развивать радость от совместного сотрудничества
Работа с родителями Рекомендации по поводу продолжения развития художественных способностей детей Продолжать развивать устойчивый интерес к народному искусству.