Нина Худякова
План самообразования воспитателя «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста».
Цель: развитие предпосылок связной речи.
Задачи.
1 Учить детей понимать содержание картин, поэтических и прозаических произведений, высказываться об увиденном и услышанном.
2 Воспитывать звуковую, интонационную культуру речи детей.
3 Формирование грамматического строя речи.
Актуальность.
Публикация «План самообразования воспитателя „Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, психолингвистики. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к трем-четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передавать интонации вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами. Дети осваивают навыки разговорной речи и подходят к составлению связных высказываний. Однако вместе с новообразованиями возраста появляются и проблемы. Работа над правильным звукопроизношением гласных звуков необходима для формирования четкой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. От звукового оформления речи зависят эмоциональность и выразительность высказывания.
Формирование основных грамматических форм также имеет свои особенности.
Необходимо учить детей изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе, правильному употреблению пространственных предлогов, различным способам словообразования (с помощью суффиксов –заяц – зайчонок и т. п. ; приставок – вошел-вышел и т. п.).
Упражнения типа «Кто что делает?» знакомит детей с различными способами образования глаголов, что также важно при обучении детей умению строить предложения разных типов – простые и сложные.
Таким образом, важно научить детей отчетливо произносить звуки, простые фразы, используя интонацию целого предложения; работу над грамматическим строем речи рассматривать в тесном единстве со словарной работой и тогда все это даст возможность научить детей соединять в законченное целое не только слова, но и отдельные предложения.
Приемы реализации
Задача 1.
• Дидактические игры: «Посмотри и расскажи», «Угадай, о чем расскажу», «Отгадай загадку, покажи отгадку», «Смотрим в бинокль».
• Чтение сказок, стихотворений, коротких рассказов.
• Разучивание потешек, пальчиковых игр, стихотворений из серии «Для самых маленьких» (Ю. Черных, Г. Лагздынь, Е. Михайленко, И. Гурина, В. Степанов, Н. Пикулева).
• Рассматривание книжных иллюстраций, сюжетных и предметных картин по темам перспективного планирования, по временам года, по темам проектов, занятий кружка.
• Беседы об увиденном детьми (индивидуальные и с подгруппой детей).
Задача 2.
• Дидактические игры: «Кто как кричит», «Скажи правильно», «Повтори за мной», «Назови, кто это», «Приветствие» (одной или нескольких игрушек, «Скажи, как я» (с изменением интонационной выразительности).
• Ролевые игры с игрушками.
• Использование настольных театров «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок».
• Совместное перессказывание сказок и рассказов.
• Работа с наглядно-дидактическими пособиями «Мамы и детки», «Домашние животные», «Безопасность», «Одежда», «Транспорт», «Фрукты», «Овощи».
Задача 3.
Дидактические игры и упражнения: «Чего не стало?», «Кто у кого?», «Чего нет у куклы, мишки и т. п. ?», «Какое, какие?», «Кто где?» (использование предлогов, ориентировка в пространстве, «Что кому оденем?», «Кто что делает?», «Путешествие» (в чем, на чем, с кем, куда и т. п., «Что для чего?» (посуда, инструменты, «Назови ласково», «Контрасты», «Телефон».
Литература.
1 О. С. Ушакова и др. «Занятия по развитию речи в детском саду», М., Совершенство, 2001 г.
2 Г. А. Жидиханова «Речевое развитие дошкольников» (сборник методических материалов, Анжеро-Судженск, 2006г.
3 О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников», М., изд-во института психотерапии РАО,2001 г.
4 О. Н. Земцова «От слова к рассказу», М., Махаон, 2013 г.
5 Детская литература.
6 Интернет ресурсы.