Ольга Романова
План самообразования «Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №58»
Тема самообразования: «Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Начало работы – 01 сентября 2020.
Окончание работы – 30 мая 2021.
Актуальность выбранной темы
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности.
Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей.
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.
Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию: «Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»
Цель:
Повысить уровень профессиональной компетенции по организации работы с детьми среднего дошкольного возраста по сюжетно- ролевой игре.
Задачи:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования.
• Проанализировать и собрать информацию из различных источников по избранной теме.
• Разработать комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры».
План работы
Сентябрь
1. Изучение необходимой литературы
2. Анализ нескольких конспектов-занятий по сюжетно ролевой деятельности. На основе анализа составление своего конспекта
3. Подборка произведений для чтения детям
Октябрь
1. Социализация в процессе игр (работа над тем, что нужно делиться, иногда полезно уступать)
2. Разучивание с детьми игр на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга»
Ноябрь
1. Создание игровой ситуации «В гости»
2. В процессе игры учить детей вести себя в гостях, за столом
3. Просмотр мультфильма «День рождения бабушки» (1981г.)
Декабрь
1. Беседа-рассуждение с детьми «Что такое хорошо, а что такое плохо» в режимных моментах
2. Создание игровой ситуации «Магазин продуктов»
Январь
1. Чтение сказки «Теремок», анализ сказки
2. Проигрывание сказки с детьми на магнитной доске
Февраль
1. Создание условий для сюжетно-ролевой игры «Больница»
2. Работа с детьми по изучению вежливых слов (чтение стихотворений, употребление их в процессе жизнедеятельности)
Март
1. Взаимодействие с родителями (создание альбомов «Папа, мама, Я-счастливая семья)
2. Создание игровой ситуации. Игра «Дочки-матери»
Апрель
1. Изучение правил дорожного движения
2. Чтение рассказов о ПДД
3. Создание игровых условий (Сюжетно-ролевая игра «Мы-шоферы»)
Май
1. Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).
Отчет
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями.
Мною были изучены труды известных педагогов и психологов в области воспитания дошкольников сюжетно - ролевой игрой:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. - М. : Мозаика - Синтез, 2010.
2. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».
3. Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989.
4. Образовательные порталы
Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играла с детьми.
В игре с детьми принимала позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно -
неправильно, ибо к игре они не применимы. В совместной игре с детьми, при
создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускала
принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
Организуя игры с детьми среднего дошкольного возраста, развивала у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Как можно чаще хвалила и поощряла каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе старалась, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Сюжетно-ролевая игра является основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы. Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
Работая по данной теме, дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но учу улаживать их самостоятельно.
Подводя итог свой работе можно сделать вывод, что работа плодотворно сказалось на детях. Они стали более социально - коммуникабельны, речь развернута, память устойчива. Более теплыми стали взаимоотношения между собой. Проявляется взаимопомощь и коллективный труд.