Ольга Романова
План самообразования «Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №58»
Тема самообразования: «Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Начало работы – 01 сентября 2020.
Окончание работы – 30 мая 2021.
Актуальность выбранной темы
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.
Публикация «План самообразования „Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности.
Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей.
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.
Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию: «Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»
Цель:
Повысить уровень профессиональной компетенции по организации работы с детьми среднего дошкольного возраста по сюжетно- ролевой игре.
Задачи:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования.
• Проанализировать и собрать информацию из различных источников по избранной теме.
• Разработать комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры».
План работы
Сентябрь
1. Изучение необходимой литературы
2. Анализ нескольких конспектов-занятий по сюжетно ролевой деятельности. На основе анализа составление своего конспекта
3. Подборка произведений для чтения детям
Октябрь
1. Социализация в процессе игр (работа над тем, что нужно делиться, иногда полезно уступать)
2. Разучивание с детьми игр на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга»
Ноябрь
1. Создание игровой ситуации «В гости»
2. В процессе игры учить детей вести себя в гостях, за столом
3. Просмотр мультфильма «День рождения бабушки» (1981г.)
Декабрь
1. Беседа-рассуждение с детьми «Что такое хорошо, а что такое плохо» в режимных моментах
2. Создание игровой ситуации «Магазин продуктов»
Январь
1. Чтение сказки «Теремок», анализ сказки
2. Проигрывание сказки с детьми на магнитной доске
Февраль
1. Создание условий для сюжетно-ролевой игры «Больница»
2. Работа с детьми по изучению вежливых слов (чтение стихотворений, употребление их в процессе жизнедеятельности)
Март
1. Взаимодействие с родителями (создание альбомов «Папа, мама, Я-счастливая семья)
2. Создание игровой ситуации. Игра «Дочки-матери»
Апрель
1. Изучение правил дорожного движения
2. Чтение рассказов о ПДД
3. Создание игровых условий (Сюжетно-ролевая игра «Мы-шоферы»)
Май
1. Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).
Отчет
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями.
Мною были изучены труды известных педагогов и психологов в области воспитания дошкольников сюжетно - ролевой игрой:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. - М. : Мозаика - Синтез, 2010.
2. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».
3. Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989.
4. Образовательные порталы
Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играла с детьми.
В игре с детьми принимала позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно -
неправильно, ибо к игре они не применимы. В совместной игре с детьми, при
создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускала
принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
Организуя игры с детьми среднего дошкольного возраста, развивала у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Как можно чаще хвалила и поощряла каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе старалась, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Сюжетно-ролевая игра является основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы. Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
Работая по данной теме, дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но учу улаживать их самостоятельно.
Подводя итог свой работе можно сделать вывод, что работа плодотворно сказалось на детях. Они стали более социально - коммуникабельны, речь развернута, память устойчива. Более теплыми стали взаимоотношения между собой. Проявляется взаимопомощь и коллективный труд.