Саргылана Алексеева
Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Согласно ФГОС ДО решение задач развития детей дошкольного возраста предполагает выделение пяти образовательных областей: социально – личностной, познавательной, речевой, художественно – эстетической, физической. Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Публикация «Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. И конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребенок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиологии.
Принимая во внимание особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, необходимо подобрать такие формы, методы и средства, при которых формирование коммуникативных умений проходило бы наиболее успешно. Основным инструментом педагогического воздействия на дошкольника, на наш взгляд, должна стать игра. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Поэтому актуальным является изучение особенностей и уровня сформированности коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, с целью создания условий для ее развития.
Цель: создание условий для развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развить коммуникативную компетентность у детей старшего
дошкольного возраста через сюжетно – ролевую игру
Ожидаемые результаты:
1. Проведено наблюдение и выявлены особенности формирования коммуникативной компетенции.
2. Предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;
3. В ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к сюжетно-ролевым играм, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе
4. Создана картотека сюжетно – ролевых игр.
5. Повысился уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
6. Удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап. (2015г- 2016г.)
• Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение
содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта. (2016г -2017г)
• Работа с детьми.
• Взаимодействие с родителями
• Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной,
самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной
• Организация и обогащение развивающей среды в группе (пошив формы и халатов для игр,изготовление атрибутов)
III. Заключительный этап. (2017г -2018 г)
• Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
• Анализ эффективности системы работы по созданию условий для самостоятельной игровой деятельности для развития социально-коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста.
• Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта
• Выставка атрибутов для сюжетно-ролевых игр и формы для игр
Заключение:
ФГОС ДО предъявляет требования педагогам к организации условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать компетентную, креативную, социально-адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве. Личность, умеющую отстаивать свою точку зрения, способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. А обучение рассматривается в контексте игровой деятельности. И не случайны выводы ученых и психологов – «чтоб ребенок вырос общительным, самостоятельным и всесторонне развитым его необходимо научить играть».
Таким образом, в ходе реализации проекта поставленная цель достигнута и доказано, что сюжетно-ролевая игра - благоприятное условие для развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель - привлекательный игровой партнер для ребенка, привносящий в детскую игру новое содержание и новое умение, делающий процесс познания интересным и занимательным. Четко выстроенная педагогом работа по организации сюжетно-ролевых игр содействует решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты реализации проекта,могут быть использованы в работе детского психолога, воспитателей и родителей при решении проблем общения детей в старшем дошкольном возрасте.
Список использованной литературы :
1. Выготский, Л. С. Психология: Мир психологии. - М. : ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008 с.
2. Деркунская, В. А., Харчевникова, А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет.
3. Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-321
4. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-145
5. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
6. Новоселова, С. Л. Игра: определение, происхождение, история, современность/ С. Л. Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6