Алёна Рахматуллина
План самообразования «Классическая музыка детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования (полное название): «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей дошкольного возраста» посредством музыкального развития в рамках проекта «Классическая музыка детям».
Актуальность и ценность проекта:
С приходом в дом современной техники, человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Большинство современных детей слушают примитивные музыкальные «шедевры». Утеряны традиции любительского музицирования, не практикуются домашние спектакли. А ведь слушание музыки, совместное пение, эта особенная атмосфера, и именно она определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке. Д. Д. Шостакович считал, что «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат». В связи с этим, музыкальным воспитанием ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше.
Публикация «План самообразования „Классическая музыка детям“» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров в музыкальном развитии ребенка является использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, речи и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение и чувство слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением. Учёные доказали, что музыка, особенно классическая, наиболее благотворно воздействует на детскую психику, а занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память, ручной и артикуляционной моторики, речь. Слушание классической музыки повышает успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, повышает качество речи и уровень музыкально-эмоциональной отзывчивости.
Цель проекта:
• формирование и совершенствование речевых умений и навыков дошкольников через приобщение к музыкальной классике, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию, а также расширению художественно - эстетического кругозора.
Задачи:
• расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
• развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность всех участников проекта
• побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой деятельности, исполнительском искусстве, развивая связную монологическую речь, обогащая словарный запас детей;
• отображать в продуктивной деятельности свои впечатления, эмоции от прослушанной музыки;
• воспитывать любовь к классической музыке, умение её слушать и понимать.
Тип проекта: информационно – творческий, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2018
Участники проекта: воспитатели, воспитанники 3-7 лет, родители, музыкальный руководитель Рахматуллина А. Э., преподаватели и учащиеся ДШИ «Камертон» и ДШИ им. А. Кузьмина
Предполагаемый результат для детей:
Слушая лучшие образцы классической музыки, знакомясь с творчеством композиторов, дети приобретут навык и желание слушать классическую музыку, приобщаясь тем самым к музыкальной культуре; повышая чувство ритма, ладовое чувство.
Обогатятся их впечатления и чувства; повысится речевая активность детей, желание рассказывать о музыке, выражать свои эмоции в движении, рисунках и других видах творческой деятельности.
Предполагаемый результат для педагогов:
• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
• творческое использование музыкальных упражнений в разных видах детской деятельности;
• проявление творческого самовыражения;
• повышение темпа развития речи в целом, за счёт включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
Предполагаемый результат для родителей:
• повышение заинтересованности в росте уровня развития правильного произношения слов и звуков в речи;
• повышение музыкальной культуры;
• формирование любви к музыкальным произведениям и песням;
• мотивация родителей на активное сотрудничество;
• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания;
• формирование активной родительской позиции;
• повышение статуса семейного воспитания.
Подготовительный этап
• Анкетирование родителей «Классическая музыка в жизни семьи и детского сада»
• Поиск и сбор информации по данной теме:
Пополнение развивающей среды материалами по теме проекта:
• подборка фонотеки шедевров классической музыки, рекомендуемых программой;
• приобретение и подборка иллюстрированного демонстрационного материала о музыкальных произведениях, композиторах;
• создание карточек и книжек с иллюстрациями музыкальных инструментов;
• создание картотек: «Музыкально – дидактические игры с речевым сопровождением», «Логопедические распевки для детей с тяжелыми нарушениями речи», «Пальчиковая гимнастика для детей 5-7 лет», создание электронной картотеки музыкально – дидактических игр.
Основной этап:
Образовательные области «Музыкальное развитие», «Познавательное развитие»
1. Слушание музыкальных произведений
2. Речевые игры с музыкальным сопровождением
3. Рисование персонажей, музыкальных инструментов к музыкальным произведениям композиторов - классиков
5. Лепка «Мой любимый музыкальный инструмент»
6. Музыкальная игра «Угадай мелодию» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей
7. Игра на детских музыкальных инструментах
8. Слушание музыки в режиме дня по всем образовательным областям
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Цикл интегрированных занятий, бесед на темы:
• «Зачем людям музыка?», О чём рассказывает музыка?» (после прослушанных произведений с демонстрацией портретов композиторов;
• «Мир музыкальных инструментов» (презентация)
• «Рассматривание картин о временах года и составление рассказов;
2. Рассматривание иллюстративного материала к музыкальным произведениям;
• Опрос детей (в технике незаконченных предложений) «Если бы я был музыкальным инструментом, то я стал бы, потому что…», «Мне нравится слушать музыку, потому что…»
• Просмотр картин о временах года и составление рассказов (использование музыки цикла «Времена года» П. И. Чайковского и цикла «Времена года» А. Вивальди)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевые игры: «Болезнь куклы», «Клоуны», «Весёлый оркестр», «Сапожник»
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Отдельные упражнения на утренней гимнастике под музыку композиторов - классиков
2. Игра на развитие танцевального творчества «Придумай движение под музыку» (на весёлую и грустную музыку).
3. Подвижные игры: «Ворон» (5-6 лет, «Веселые музыканты», «Соберись вокруг своего инструмента» (4-5 лет, "Найди свою игрушку" (3-4 года, "Угадай - ка" (6-7 лет) и т. д.
Организация развивающей среды в группе:
1. Использование раскрасок с изображением музыкальных инструментов
2. Игра на детских музыкальных инструментах
Взаимодействие с родителями, преподавателями двух школ искусства города и их воспитанниками:
1. Комплексная, согласованная работа воспитателей, музыкального руководителя, родителей, преподавателей музыкальных школ, по формированию интереса и любви к прослушиванию классической музыки
2. Оформление в родительском уголке консультаций о роли классической музыки в жизни ребёнка, о роли пения в речевом развитии, о роли дыхательной гимнастике; буклетов, папок - раскладушек.
Заключительный этап
1. Организация и проведение музыкальной игры «Угадай мелодию» с родителями и воспитанниками старшего дошкольного возраста.
2. Конкурс – презентация по самообразованию «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей дошкольного возраста» посредством музыкального развития (в рамках проекта «Классическая музыка детям»)