Елена Матюнина
План самообразования «Роль загадки в развитии дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Материалы по теме самообразования :
«Роль загадки в развитии дошкольника»
Воспитатель
Матюнина Елена Владимировна
2017-2018г.
Актуальность темы
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня по вопросу развитие дошкольника посредством малых фольклорных форм (загадки) в образовательной деятельности. Развитии речи,мышления,логики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи самообразования :
1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию дошкольника с помощью загадок.
2. Разработать и подобрать загадки на развитие речи, логики, мышления для детей старшего дошкольного возраста;
3. Способствовать совершенствованию речи, расширению словарного запаса, логики,мышлению посредством загадки;
4. Повысить компетентность родителей в значимости загадок в развитии дошкольника;
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
1. Обучение детей отгадыванию загадок с помощью наблюдения,сравнения, анализа.
2. Составление загадок самими детьми, с помощью взрослых.
3. Иллюстрация отгадок.
Предполагаемый результат:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
План работы на 2017-2018 учебный год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : Просвещение, 1985.
3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание. -1986 - №9.
4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7
Работа с детьми Сентябрь Загадки об овощах и фруктах.
.Елкина Н. В. Тарабарина Т. И. «1000 загадок».- Ярославль, «Академия развития». 1997 г. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».
Октябрь-
ноябрь Загадки леса : деревья, ягоды, грибы.
Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000. Вечер «Загадок у Лесовичка».
Декабрь «Новый год у ворот»
www.olesya-emelyanova.ru Загадки Дедушки Мороза
Январь Загадки об игрушках, сказочных героях.
«Сборник загадок для детей»
Людмила Кустурова Конкурс загадок «В гостях у «Угадайки».
Февраль Загадки о природе, природных явлениях.
Zagadka.kakras.ru Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».
Март Придумывание загадок детьми и родителями. Коллективное оформление книги «Загадки».
Апрель Загадки о транспорте.
Shhool-work.net. Дид. игра «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»
Май Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку». Обмен опытом с коллегами
Работа с семьёй Сентябрь Консультация для родителей «Учите детей отгадывать загадки».
Январь Папка- передвижка «Загадки из детства».
Март Придумывание загадок детьми и их родителями. Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.
Апрель
Май Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.
Самореализация
Май Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.