Кленкова Альфия Равильевна
Игровые технологии в организации детей раннего возраста на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии в организации детей раннего возраста на учебный год
Цель самообразования: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах использования игровых технологий в организации воспитательно-образовательного процесса детей раннего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы:
Публикация «Игровые технологии в организации детей раннего возраста на учебный год» размещена в разделах
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.
Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности ребенка.
Игровые технологии являются основой развития детей дошкольного возраста.
Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов : «технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребёнок выполняет, роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми.
Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ФГОС).
Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы. В игре происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов.
В моей группе находятся дети2-3 лет. Это возраст, когда малыш осознаёт себя как отдельного человека. И я как педагог должна создать условия для всестороннего развития детей, для эмоционального и психологического комфорта детей, способствовать расширению и обогащению их накопившегося опыта в окружающем мире.
Пояснительная записка
Виды игр, используемых в раннем возрасте :
1. Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Айда» и др.).
2. Совместные игры с несколькими партнёрами — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках», «У медведя во бору» и др.)
3. Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).
4. Хороводные игры — созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)
5. Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).
6. Игры с правилами — в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).
7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. («Когда это бывает?», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т. д.)
8. Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.
9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильное пособие «Злаки», и т. д.) Вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей со сверстниками и составляют неотъемлемую часть жизни нашей группы, стали привычными и желанными для наших воспитанников. Эти игры мы проводим во время режимных моментов, на прогулке, в свободной игре детей. С использованием игровых технологий дети безболезненно привыкают жить в коллективе.
Задачи:
Работа педагога
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
- Обозначить роль игровых технологий в организации жизнедеятельности детей раннего возраста.
- Определить виды игровых технологий, используемых в организации детей раннего возраста.
- Разработать план работы по теме самообразования на 2022-2023 год.
- Разработать перспективный план по игровой деятельности с детьми 2-3 лет.
- Оформить сборник игровых потешек, прибауток, стихов для детей раннего возраста
- изготовить настольно-печатные игры для развития детей раннего дошкольного возраста : "С какого дерева лист?", "Весёлые прищепки", "Подбери ниточку к шарику", "Сухой аквариум"
- Разработать проект: "Мир на кончиках пальцев".
консультацию для воспитателей на тему: "Игровые технологии для детей раннего возраста".
Работа с детьми
- Формировать у детей умение слушать воспитателя, умение взаимодействовать друг с другом.
- Развивать коммуникативно-речевую культуру детей посредством
применения игровых технологий.
- Обогащать и расширять словарный запас детей.
- Создать условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.
Работа с родителями
Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме.
Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях пальчиковых игр).
Участие родителей в пополнении РППС группы.
- Подготовить сборник консультаций, памятки для родителей на темы:
"Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ",
"Влияние Пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
беседа «Роль игры в жизни малыша», «Игра – спутник детства»,
папку-передвижку «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка раннего возраста»;
консультацию для воспитателей на тему: "Игровые технологии для детей раннего возраста".
.
Источники самообразования.
Литература (методическая, художественная, интернет-ресурсы, медиа-информация на различных ресурсах.
Ожидаемые результаты:
-повышение профессионального уровня;
-повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
-развитие пассивной и активной речи детей;
- участие детей в различных видах игр;
-развитие мелкой моторики;
- развитие математических способностей;
-расширение кругозора
-разработка и проведение родительских собраний, мастер классов, игровых сеансов, обобщение опыта по исследуемой теме.
Планируемые результаты:
Разработка конспектов игр-занятий.
Разработка материалов в электронном виде, в том числе:
- картотека игр для развития мелкой моторики рук;
- игры на развитие мелкой моторики рук;
- памяток, буклетов для родителей по теме самообразования;
- консультаций для родителей, папки передвижки;
Оформление информационно-наглядного материала в родительском уголке.
Выступление на семинарах, «Клубе молодых родителей», игровых сеансах, выступление на педсовете по теме: "Игровые технологии для детей раннего возраста". Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 учебный год.
Предполагаемая дата окончания: май 2023 учебный год.
План работы
Сентябрь. Цель: повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Подбор игр и материалов для РППС. Вызвать желание у детей играть со строительным материалом, желание играть со сверстниками. Развивать умение различать величину предмет. Обогащение сенсорного опыта.
Взаимодействие с родителями: Памятка для родителей «Игра – спутник детства»
Октябрь. Цель: Знакомство с инновационными игровыми технологиями. Обзор информации в интернете по изучаемой теме Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений. Формировать бережное отношение к игрушкам. Развивать умение различать количество предметов.
Взаимодействие с родителями: Консультация для родителей "Игровые технологии для детей раннего возраста"
Ноябрь. Цель: Систематизация знаний по изучаемой теме. Применение полученных знаний в организации воспитательно-образовательного процесса в группе. Подготовить картотеку пальчиковых игр для детей раннего дошкольного возраста Побуждать детей выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.
Взаимодействие с родителями: Информация на стенде: «Развитие мелкой моторики рук». Консультация для родителей на тему "Влияние Пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".
Декабрь. Цель: Повысить собственный уровень знаний, умений и навыков. Подбор игровых потешек, прибауток и стихов для оформления сборника. Продолжать развивать у детей движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ориентироваться в количестве предметов, расширять кругозор детей,
Взаимодействие с родителями: Оформление сборника игровых потешек, прибауток, стихов для детей раннего возраста.
Январь. Цель: Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей. Способствовать умению ориентироваться в трех величинах и называть их большой, поменьше, маленький. Развивать глазомер детей.
Взаимодействие с родителями: Изготовление настольно-печатных игр для детей раннего дошкольного возраста.
Февраль. Цель: Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам дидактических игр. Разучивание новых пальчиковых игр. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие тактильных ощущений.
Взаимодействие с родителями: Родительское собрание «Игры и игрушки детей» Мастер-класс на родительском собрании «Создание дидактических игр своими руками», памятки и буклеты.
Март. Цель: Создать условия для развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, улучшить качество речи, расширить словарный запас, различать и называть фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник). Продолжать развивать движения кистей и пальцев рук.
Взаимодействие с родителями: Проведение проекта "Мир на кончиках пальцев".
Апрель. Цель: Повысить уровень педагогической компетентности по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей Создать условия для развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, улучшить качество речи, расширить словарный запас Активизировать движения пальцев рук.
Взаимодействие с родителями: Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем». Беседа с родителями «Роль игры в жизни малыша», Папка-передвижка «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка раннего возраста».
Май. Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи. Ознакомление родителей с дидактическими и сюжетно-ролевыми играми, способствующими всестороннему развитию детей раннего возраста. Продолжать развивать мелкую моторику рук детей. Подведение итогов
Взаимодействие с родителями: Выставка рисунков «Любимые ладошки». Совместная деятельность родитель-ребенок.