Наталья Васильевна Степанова
План самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически
Публикация «План самообразования „Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста“, Часть 1» размещена в разделах
- Здоровьесберагающие технологии. Самообразование
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании и оздоровлении детей является естественным спутником жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Я применяю здоровьесберегающие технологии, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах.
Почему я выбрала данную тему? Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада. Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности,, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогают максимально снизить статический компонент в режиме дня моих воспитанников, а также способствовуют повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Взяв данную тему по самообразованию на 4 года от 2 младшей группы до подготовительной, я поставила перед собой цель - повышение профессиональной компетентности по теме «Здоровьесберегающие технологии» укрепление здоровья, повышение иммунитета, физическое совершенствование, развитие личности ребенка.
В соответствии с поставленной целью я выдвинула для себя следующие задачи:
1. Учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;
2. Сохранять и стимулировать здоровье детей с помощью различных технологий: гимнастика для глаз, гимнастика для профилактики плоскостопия и др. ;
3. В подвижных играх совершенствовать умение двигаться в пространстве, соразмерять движения, быть внимательным к партнёрам по игре;
4. В дыхательных упражнениях проводить тренировку правильного носового дыхания, смыкания губ, укрепление мышц лица;
5. Формировать начальные представления о некоторых видах спорта.
6. Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни.
7. Воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к здоровью;
8. Воспитывать в детях чувство сострадания, стремление помочь больному человеку.
Перечень вопросов по самообразованию:
• Подобрать методическую литературу по теме самообразования;
• Изучить понятие «Здоровьесберегающие технологии» и выделить для себя наиболее часто применяемые и доступные технологии;
• Разработать перспективный план работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми и родителями;
• Подобрать оснащение РППС для достижения цели и задач по теме самообразования;
• Оформить физкультурный уголок группы в соответствии с ФГОС;
• Оформить картотеки по применяемым здоровьесберегающим технологиям;
• Провести анкетирование родителей по теме «Здоровьесбережение детей дошкольного возраста»
• Оформить папу «Здоровьесбережение в ДОУ» для родителей воспитанников;
• Провести открытые мероприятия по теме «Валеология в детском саду» с детьми;
• Разработать консультации, памятки для родителей по теме здоровьесбережение;
• Провести мероприятия по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в сотрудничестве с родителями;
• Продолжить изучение педагогического опыта других педагогов (мастер-классы, семинары-практикумы, консультации);
• Прослушать вебинары по теме самообразования;
• Проанализировать эффективность свой работы по данному направлению;
• Выкладывать проведенные мероприятия на сайте ДОУ, а также личном сайте и группе в контакте.
С 2018 года состою в творческой группе ДОУ, изучающей комплексный подход к сохранению и укреплению психологического и физического здоровья дошкольников.
1. Методическая литература по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»:
• Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 42»
• Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.
• Н. И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008год.
• Т. Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год.
• Выготский Л. С. Педагогическая технология. Под ред. В. В. Давыдова М, Педагогика, 2007г
• Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. - М. : АПКиПРО, 2007.
• Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007
• Кокуева Л. В. «Растим детей здоровыми и счастливыми»: - С. :Издательство «Якушов Ю. И.», 2017.
• Брехман И. И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И. И. Брехман // Вестник АН СССР. - 1987. №8.
• Горячев В. Здоровье - категория педагогическая / В. Горячев // Народное образование, 1999, №9.
• Дубровский В. И. Валеология здорового образа жизни / В. И. Дубровский. - М. : Флинта; Retorika., 2006.
• Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. - М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
• Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010
• Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т. 7. №2.
• Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.
• Социальные сети работников образования: http://pedprospekt.ru, https://www.maam.ru, https://infourok.ru, https://nsportal.ru и др.
И другая методическая литература.
Здоровьесберегаюхите технологии в ДОУ
Для работы по направлению самообразования я подобрала следующие здоровьесберегающие технологии:
ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ:
Физкультминутки, динамические паузы
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
• смене вида деятельности;
• предупреждении утомляемости;
• снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
• активизации кровообращения;
• активизации мышления;
• повышении интереса детей к ходу занятия;
• создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- улучшить работу внутренних органов;
- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
- тренировать дыхательный аппарата;
- осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
- повысить защитные механизмы организма;
- восстановить душевное равновесие, успокоиться;
- развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию:
- осязательных ощущений;
- координации движений пальцев и рук;
- творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
- массаж;
- действия с предметами или материалами;
- пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого, необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
- снятия напряжения;
- предупреждения утомления;
- тренировки глазных мышц;
- укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате (со средней степенью подвижности). Проводится ежедневно для всех групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом, местом и временем ее проведения. В ДОУ используются лишь элементы спортивных игр.
Подвижные игры в значительной степени могут способствовать укреплению нервной системы ребенка, что является одной из самой важных задач физического воспитания. Подвижные игры помогают создать у детей спокойное, бодрое настроение.
Подвижные игры являются также прекрасным средством для организации активного отдыха. Организация интересных, разнообразных подвижных игр во время прогулки имеет большое значение.
Подвижные игры в свободное время открывают перед воспитателем большие возможности для закрепления двигательных навыков, которым дети обучаются на занятиях гимнастикой и подвижными играми. Подвижные игры проводятся в детском саду каждый день. Чем чаще ребенок будет упражняться в движении с бегом и прыжками, лазанием, метанием, тем лучших результатов он достигнет. Важно и то, что подвижные игры дают возможность детям применить полученные ими двигательные навыки в несколько измененных условиях. Игры на участке, в помещении, на открытой площадке, в лесу, заставляют детей приспосабливаться к окружающим условиям, действовать совсем по-другому, иначе в зависимости от складывающейся обстановке. В играх ребенок ставится в такие условия, когда ему самому приходится решать, чтобы достигнуть поставленной цели. Ребенок сам решает, где ему удобнее перепрыгнуть через препятствие (игра «Волк во рву», выжидает, когда лучше это сделать. Повторно, удачно выполненное несколько раз подряд одно и то же движение улучшает, обогащает опыт ребенка.
Все это способствует развитию инициативы, активности.
Подвижные игры дают возможность воспитателю развивать у детей такие нужные качества, как быстроту движений, выносливость и пр.
В летнее время подвижные игры также используются как средство закаливания. С этой же целью они включаются в воздушные ванны.