Елена Цепелева
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Цепелева Е. Н.
Цель: улучшить свои теоретические знания, профессиональные навыки и компетентность в области самообразования. Изучить пути, методы и приемы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Помочь дошкольнику развить следующие навыки, способности и личностные качества:
2. понимать и ценить объективный мир вокруг себя (мир вещей как результат труда людей);
3. уважать людей, которые умеют работать и честно зарабатывать деньги;
4. признать взаимосвязь между "трудом - продуктом - деньгами" и "стоимостью продукта в зависимости от его качества" и увидеть красоту творения человека;
5. признать авторитетными качества: бережливость, рациональность, хозяйственность, трудолюбие и в то же время щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры покровительства, финансовой поддержки, поддержки и т. д.);
6. рационально оценивать способы и средства удовлетворения желаний, корректировать собственные потребности, свою иерархию и временную структуру. Строить перспективу реализации;
7. применять полученные навыки и умения в реальных ситуациях;
8. определить способы вовлечения родителей в финансовое образование детей;
9. вовлекать родителей воспитанников в активное взаимодействие, направленное на обогащение развивающейся объектно-пространственной среды группы.
10. познакомить коллег с накопленным опытом в реализации темы самообразования.
Этап работы над темой самообразования : 01.09.2023- 31.05.2024
Актуальность
Финансовое образование и воспитание детей дошкольного возраста - новое направление в дошкольной педагогике, поскольку финансовая грамотность - это глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самого раннего возраста.
В любом случае дети рано вовлекаются в экономическую жизнь семьи: они сталкиваются с многочисленными рекламными объявлениями, деньгами, ходят с родителями в магазин и, таким образом, приобретают базовые экономические знания, находясь на элементарном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных финансовых привычек, начиная с раннего возраста, чтобы дети могли избегать многих ошибок по мере взросления и обретения финансовой независимости, закладывая основу для финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей своей жизни. С детства детям важно и необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, включая финансовую, это поможет им никогда не влезать в долги в будущем, держать себя в рамках и тщательно управлять своим бюджетом.
Финансовая грамотность - это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения о распределении средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами, это знания, которые позволяют достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне на протяжении всей жизни.
С 1 сентября 2018 года детские сады смогут воспользоваться образовательной программой "Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности". Примерная неполная образовательная программа дошкольного образования для детей в возрасте 5-7 лет. Москва, 2018. : Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации"
Формы работы с детьми :
* совместная деятельность воспитателя с детьми
• индивидуальная работа с детьми
* свободная самостоятельная деятельность детей.
* дидактические игры
• Сюжетно-ролевые игры
* чтение художественной литературы
* просмотр мультфильмов, видео, презентаций
* художественное слово
* продуктивная деятельность
Программа "Экономическое воспитание дошкольников : предпосылки финансового образования", состоящая из четырех блоков (разделов, связанных задачами и содержанием: труд и продукт (товар, деньги и цена (стоимость, реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности", "Полезные хозяйственные навыки и привычки в повседневной жизни", был принят за тему самообразования.
Распределенные задачи по блокам:
Блок1 "Труд и продукт труда (продукт)"
* Формировать у детей представления о содержании деятельности людей некоторых новых и знакомых профессий (предпочитающих профессии родителей).
* Учить детей уважать людей, которые способны работать и честно зарабатывать деньги.
* Поощряйте желание и стремление детей заниматься полезной деятельностью, помогать взрослым.
* Стимулируйте "интересную" деятельность, креативность и изобретательность.
Блок2 "Деньги и цена"
* Знакомить детей с деньгами нашей страны и формировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
* Пропагандировать принципы разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
* Дать представление о том, что людям платят за результаты работы деньгами.
Блок3 " Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности"
* Дайте представление о рекламе и ее цели.
Блок4 "Полезные экономические навыки и привычки в повседневной жизни"
* Сформировать представление о том, что к вещам нужно относиться с уважением, потому что они сделаны руками людей, и в них вложены труд, трудолюбие и любовь.
* Прививать детям навыки и привычки культурного взаимодействия с внешним миром, бережно относиться к вещам.
* Развивать способность детей делать осознанный выбор между удовлетворением краткосрочных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника
* формирование первичных финансовых навыков (привычек) посредством ритуальных действий;
* Обеспечение разумной потребности в материалах;
• во время ежедневных занятий в группе следить за тем, чтобы экономические знания детей, которые приобрели ранее, например, во время прогулки с детьми, учитывали необходимость выключать свет в комнате и в то же время демонстрировали, что колесо электросчетчика вращается медленнее, когда оно вращается. поворачивается во время различных занятий детей (при подаче еды, обращении со столовыми приборами, выключении воды после мытья рук, раскладывании еды на тарелке и кусочков хлеба на столах и т. д.)
. Формы работы с родителями :
* Опрос родителей
• Консультации
* Индивидуальные и групповые беседы
* отображение наглядной информации (стенды, мобильные папки)
* Вовлечение в обогащение среды разработки объектов группы.
* проведение встреч и дискуссий на тему самообразования.
Используемые технологии: игровые, информационные и коммуникационные технологии, ориентированные на личность.
Запланированный результат для студентов:
• они знают и называют различные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарку, супермаркет, интернет-магазин;
* вы знаете российские деньги;
* вы знаете несколько современных профессий, содержание вашей деятельности;
• в случае поломки, повреждения предметов, игрушек, игр, за которыми ухаживают, старайтесь исправить чужую ошибку;
• используйте расходные материалы для игр и занятий осторожно, эффективно и экономно;
• они заинтересованы в экономической деятельности взрослых (на кого работают родители, как они ведут домашнее хозяйство).
родители:
* родители больше заинтересованы в совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель:
* разработка собственных методических наработок (обобщение профессионального опыта);
* повышение качества образовательного процесса;
* участие в педагогических консультациях, семинарах;
* повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога в области самообразования;
* дополнение развивающейся объектно-пространственной среды группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по предмету :
* Брошюры, памятки, брошюры, советы и рекомендации для родителей
* Презентация лекции на тему самообразования в Педагогическом совете ДОУ
* Личное участие в творческих конкурсах различного уровня.
* проектирование развивающейся объектно-пространственной среды группы
План саморазвития
Формы работы
С детьми Самообразование С родителями
I этап
Организационно-диагностический (теоретический)
Сентябрь
Вводная беседа с рассматриванием иллюстраций
"Знакомство с Гномом Экономом" Изучение нормативных документов
Выбор и определение темы самообразования
Планирование работы по теме самообразования.
Изучение примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности». Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования.
Анкета для
родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»
Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры.
II этап Практический
Блок «Труд и продукт труда (товар)
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
• Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии».
• Труд в уголке природы.
• Создание творческой мастерской по ремонту книг.
• Организация дежурства по столовой.
• Рисование «Мои добрые дела».
• Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.
• Подвижная игра «Выбор профессии».
• Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».
• Беседа о труде.
• Час загадок.
• Занятие – беседа на тему: «Летний день – год кормит».
• Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи».
• Беседа: «Кто построил новый дом».
• Дидактическая игра «Уважай/чужой труд».
• Дидактическая игра «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина). Оформление фото-альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).
Пополнение информационной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания) Оформление копилки (кошелька) добрых дел.
консультация для родителей "Финансовая грамотность вашего ребенка"
Проект
«Занимательная экономика. Кому нужна математика»
Октябрь
Рисование «Как я помогаю близким».
Чтение стихотворений о труде и профессиях.
Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?».
Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?
Беседа «Хлеб – всему голова».
Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»
Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».
Дидактическая игра «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова).
Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова). Создание центра финансовой грамотности в группе «Школа гнома Эконома».
Встреча с родителями «Семейный бюджет и ребенок»
Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования.
Блок «Деньги и цена (стоимость)»
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Ноябрь
• Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».
• Беседа с детьми с правилами экономии.
• Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».
• Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».
• Экскурсия в магазин.
• Рисование «Экскурсия в магазин».
• Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка».
• Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)
Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию
Встреча «Дети и деньги»
Пополнение педагогической копилки демонстр.
материалом
(приобретение настольно-печатных игр).
Декабрь
• Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).
• Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.
• Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»
• Игра-эстафета «Хорошо-плохо». Создание картотеки дидактических игр.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры). Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»
Январь
• Рассказ воспитателя об истории денег.
• Презентация о Гознаке.
• Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».
• Рисование «Монеты моей страны».
• Аппликация «Необычные формы денег».
• Собирание тематических пазлов. Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр). Подготовка и проведение круглого стола для родителей «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания».
Февраль
• Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши».
• Экономический КВН.
• Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).
• Сюжетно – дидактическая игра «Банк».
• Экскурсия в банк. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и). Встреча-обсуждение с использованием ИКТ "Обсуждаете ли вы с детьми вопросы семейного бюджета?"
Март
• Литературная викторина по русским народным сказкам.
• Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
• Сюжетно-дидактическая игра «Ателье».
• Решение арифметических задач.
• Пополнение педагогической копилки демонстрационным
• материалом
• Приобретение методической литературы, раздаточного материала
• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и).
• Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС
группы дидактическими играми.
Консультация «Дошкольник и экономика».
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Апрель
• Беседа о рекламе.
• Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».
• Рисование «Моя любимая реклама».
• Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».
• Эколесица.
• Викторина для детей «О какой сказке идет речь?».
• ИОС: «Как нам может помочь реклама?». • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми.
• создание лэпбука "Финансовая грамотность"
• Создание альбома «Реклама для детей».
• Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования
• «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей).
• индивидуальные беседы
Май
• ООД на тему: «Путешествие в страну экономики».
• Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?»
• Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки».
• Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки». Подготовка отчета по теме самообразования.
Представление информации для сайта детского сада.
Презентация отчета на педсовете ДОУ. Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования.
Список литературы
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.
8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. –
9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
11. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018. : Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
12. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.