Глушакова Екатерина ВИКТОРОВНА
План самообразования «Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование патриотических чувств у
дошкольников условиях реализации ФГОС»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
1. Цель, задачи и ведущие идеи самообразования
Цель:
Публикация «План самообразования „Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• Повышение профессионального уровня педагога (теоретических и практических знаний и умений) по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольника через ознакомление с родным краем.
Задачи:
1. Создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую воспитанию гражданина и патриота своей страны, своего края для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.
2. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
3. Сформировать нравственные качества личности дошкольников через ознакомление с родным селом;
4. Воспитание у дошкольника любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
5. Развивать речь детей старшего дошкольного возраста по средствам использования на занятиях и режимных моментах народного фольклора.
6. Развивать творческие способности детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
7. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:
- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье»);
- консультацию для педагогов на тему: «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»;
- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Ведущие идеи:
• потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
• готовность к педагогическому творчеству;
• личностно-ориентированный подход к воспитанникам;
• сотрудничество педагога и воспитанника.
Основные принципы:
• Принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
• Принцип гуманизации. Предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
• Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
• Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой.
Источники:
• СМИ (газеты, журналы);
• литература (методическая, специальная, научно популярная,публицистическая, художественная и др.);
• Интернет;
• видео, аудио материалы;
• семинары и конференции;
• мастер-классы;
• мероприятия по обмену опытом;
• курсы повышения квалификации.
2. Ожидаемые результаты
№ Участники Ожидаемый результат
1 Ребёнок • наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края;
• возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
2 Родители • привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
3 Ребёнок, воспитатель • формирование нравственныхкачеств личности дошкольников;
• развитие творческих способностей через декоративно-прикладное искусство.
4 Воспитатель • создание развивающей предметно – пространственной среды, методических рекомендаций;
• разработка конспектов занятий, мероприятий.
3. Актуальность и новизна темы
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребё нок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Назначение программы связано с необходимостью воспитывать у детей дошкольников представление о той малой Родине, где они живут в данный момент, представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме, о тех достопримечательностях родного города, о его памятниках, музеях, административных зданиях. Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному краю, уважение и бережное отношение к его природным богатствам.
Реализация программы предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Новизна темы: Профессиональное взаимодействие воспитателя детьми и родителями по патриотическому воспитанию через развитие эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
4. Взаимодействие с родителями
Подготовка консультаций для родителей по следующим темам (Приложение2) :
• «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
• «Воспитание маленького гражданина»
• «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
5. Этапы работы по теме
Этапы Форма работы Практическая деятельность Время реализации
Информационно-ознакомительный Подбор и изучение научно-методической литературы • Ознакомление с авторскими программами по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
• Изучение технологий, методов и приемов реализации задач нравственно- патриотического воспитания. Сентябрь- 2023г.
Сбор необходимого инвентаря и оборудования • Определение уровня материально - технической базы (создание развивающей предметно-пространственной среды);
• Оформление уголка и оснащение ее необходимым материалом. систематически
Подготовка консультаций для родителей Материалы консультаций
Сентябрь 2023 г.
Анкетирование родителей Определение уровня родительской активности, компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию. Разработка анкеты на тему «Каким вы хотите видеть своего ребенка?» Сентябрь- 2023г.
Разработка плана по теме самообразования План по самообразованию Сентябрь- 2023 г.
Проведение диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников Методика диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников
(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова,
Н. В. Микляева) Сентябь2023 г
Практический Работа с детьми • Тематическое занятие «День Знаний»
• Чтение худ. литературы по теме: Б. Заходер «Птичья школа», Б. Заходер «Перемена», В. Высоцкий «Гимн школе», В. Степанов «Праздник сентября», В. Степанов «Волшебная азбука», А. Плещеев «Ёлка в школе», С. Михалков «ШколаБеседа «Наша Родина - Россия».
• Рассматривание иллюстраций с изображением: Российского флага, герба. Слушание гимна.
• Чтение стихотворений о России «Кремлёвские звёзды» С. Михалков, «Родная земля» Г. Ладонщиков, «Родина» Т. Быкова, «Родная земля» Г. Ладонщиков,
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных уголков нашей Родины. Города – герои.
• Тематическое занятие «День Толерантности».
• Тематическое занятие «Жизнь и быт русского народа».
• Презентация «Предметы русского быта»
• Беседа «Столица нашейРодины – Москва».
• Презентация «Путешествие по Москве»
• Чтение стихотворений о Москве: А. Удалова «Люблю тебя, красивая Москва», В. Саясова «Москва — столица России».
• Эстафета «Ко дню Защитника Отечества»
• Чтение литературы: Л. Кассиль «Твои защитники», А. Гайдар «Рассказы об армии», А. Митяев «Почему армия родная?», Стихотворение В. Туров «Дедушкин портрет», О. Высотской «Слава Армии», С. Баруздин «Шел по улице солдат», А. Жаров «Пограничник», А. Митяев «Почему армия родная?», К. Чичков. «Вечный огонь», Ю. Коваля «На границе»
• Беседа «Моя родная мама».
• Проведение праздника «8 марта».
• Выставка детский работ «Мамин портрет».
• Чтение литературы: Ю. Яковлев «Мама», Е. Трутнева «Мамин день», С. Михалков «А что у вас?», Л. Квитко «Бабушкина руки».
• Беседа «Мы первые в космосе!»
• Демонстрация презентации на тему «Космос».
• Выставка детских работ «Космос глазами детей».
• Беседа «День победы»
• Демонстрация презентации «9 мая»
• Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю»
• Чтение литературы: «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» А. Гайдара, Повесть-сказка “Крайний случай” И. Туричина, Катаев В. «Сын полка» Сентябрь 2023 - Май 2024 гг.
Участие в жизни группы и детского сада Конкурсы на различные тематики в течение года
Презентации фотографий деятельности детей в течение года
Участие в выставках в течение года
Планирование педагогической работы на следующий учебный год. Май 2024г.
Обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов по теме самообразования Мониторинг уровня патриотического воспитания дошкольников. Май 2024гг.
Отчёт по самообразованию о проделанной работе за 2023-2024гг. Май 2024 г.