МААМ-картинки

Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств при ознакомлении с художественной литературой

Марина Рябова
Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств при ознакомлении с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

План самообразования

По теме: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с художественной литературой»

Актуальность

Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Публикация «Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств при ознакомлении с художественной литературой» размещена в разделах

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.

Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.

Художественная литература играет огромную роль в нравственном развитии человека. Она появляется в жизни человека еще в раннем детстве и постепенно образует круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература очень хорошо и точно поясняет и открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Она самым наилучшим образом развивает воображение и мышление детей, обогащает их эмоции, дает замечательные примеры русского литературного языка.

Очень важно и воспитательное, и познавательное значение литературы. Значение художественной литературы в развитии нравственных качеств переоценить сложно. Через чтение художественной литературы ребенку постепенно прививается любовь к семье, к природе и к Родине.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей.

Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Художественные произведения играют значительную роль в формировании социальной компетентности детей, способствует усвоению духовных ценностей родного народа межкультурных и межнациональных связей, способствуют взаимопониманию и взаимообогащению внутреннего мира людей.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам формирования у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с художественной литературой.

Задачи:

• проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

• подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

• осуществить работу с детьми по формированию интереса к художественной литературе и эмоциональной отзывчивости;

формировать первичные ценностные представления;

• приобщить детей к словесному искусству (умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса);

• приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении;

План работы на год

Сентрябрь: Изучение методической литературы по теме самообразования:

1. Гербова В. В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

2. Программа «От рождения до школы» - под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

4. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.

5. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему.

Постановка целей и задач по данной теме.

Планирование пополнения предметно-развивающей среды.

Подбор произведений художественной литературы нравственного содержания для чтения детям

Подготовка рекомендаций родителям «Почитайте детям».

Сентябрь-май: Подбор художественной литературы для чтения детям, в том числе в соответствии с программой «От рождения до школы» и лексическими темами.

Создание в группе РППС.

«Центр речевого развития»,

«Уголок книги»

В группе создана РППС

«Центр речевого развития»,

«Уголок книги».

Создан альбом «Нравственные поступки героев художественной литературы»

Октябрь: Чтение произведений по темам «Труд взрослых в детском саду», «Поздняя осень», «Предметы быта: посуда», «Уроки Здоровейки».

«Осень» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» И. Соколов-Микитов, «Грибы» И. Соколов-Микитов — И. Бунин «Листопад»

Подготовка к осеннему театрализованному празднику: «Осень золотая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы). Картотека иллюстраций на тему «Осень»

«Времена года», «По грибы», «Урожай», «Лес осенью», «листопад»

Ноябрь: Продолжение чтения художественной литературы о природе с целью формирования нравственного поведения в природе

А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.» И. Соколов-Микитов, «В лесу» И. Соколов-Микитов, «Грибы» В Бианки «Прячутся» Н. Сладков «Почему ноябрь пегий», Я. Аким «Первый снег», Украинская народная сказка «Колосок».

Дидактические игры «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…»,

«Из какой сказки?», «Составь рассказ по картине» и др. Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.

Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей».

Декабрь: Чтение и заучивание стих-ний о зиме, зимних животных, Новом годе, беседа о прочитанном, заучивание стихов, рассматривание сюжетных картин о зиме, зимних забавах, дидактические игры

Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка»,

Г. Скребицкий«4 художника. Зима», Г. Х. Андерсен «Снежная королева», В. Бианки «Синичкин календарь»,

М. Горький «Воробьишко»

С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке», Н. Носов «На горке», «Наш каток»

Пополнение картотеки иллюстраций картинами на тему зима, зимние забавы, новый год.

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Мой любимое стихотворение о зиме».

Январь: Чтение литературы, способствующей воспитанию этических норм – дружба, взаимопомощь, честность.

Л. Толстой «Косточка», сказки В. Сутеева, В. Осеевой «Три товарища», «Долг», «Печенье», «Хорошее».

Беседа по прочитанному, сюжетные картины, дидактические игры.

Составлен список рекомендованных книг нравственного содержания.

Февраль: Чтение литературы, способствующей привитию норм этикета

А. Усачев «Этикет для детей различных лет», «Федорино горе»;

Беседа о прочитанном, закрепление основных правил этикета

Чтение произведений по темам: «Наша Армия», «Наши папы».

Чтение об армии ко Дню защитника Отечества

А. Барто «На заставе»

Иллюстрации «День Защитника отечества», «Наша армия сильна»

Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой».

Изготовление поделок «Подарок папе»

Март: Изучение правил поведения по книге А. Усачёва «Уроки вежливости».

Чтение литературы о весне, 8 марта.

Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.) «Иди, весна, иди, красна».

Чтение и обсуждение рассказа Осеевой В. «Волшебное слово»

Чтение о семье:

Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям, В. Вересаев «Братишка», М. Зощенко «Показательный ребёнок»

Н. Носов «Ступеньки»

Заучивание стихов –поздравлений маме, рассматривание иллюстраций о весне, о семье, составление рассказа о семье.

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Мой любимое стихотворение о маме».

Выставка рисунков «Моя семья»

Для домашнего чтения с родителями:

(А. Милн «Непослушная мама»,

Г. Виеру «Мамин день»,

Е. Серова «Подснежник»,

И. Токмакова «Весна»)

Апрель: Чтение литературы о животных

В. Бианки. «Первая охота», В. Бианки «Купание медвежат», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

Четверостишия о животных.

Рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном, пересказ, составление описательного рассказа о любимом животном.

Игра «Расскажи стихи руками».

Май: Отчёт по теме самообразования.

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Мой любимый рассказ о войне».

Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!».

Составление списка литературы для родителей «Почитайте летом».

Работа с родителями:

• Совместная с родителями организация полки кроссбукинга в группе.

• Акция «Больница для книг» («лечим» поврежденные книги).

• Ежемесячное составление списков книг, рекомендованных к прочтению «Читайте вместе с детьми».

Консультации для родителей на темы :

«Роль книги в развитии речи детей».

«Памятки для родителей по обучению связной речи».

«Воспитание сказкой — радость встречи с книгой».

• «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей»

Сотрудничество с родителями:

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Содержание работы:

Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне. Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие. При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.

Работа с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста – важная и сложная сторона деятельности. Она направлена на решение следующих задач:

— установление единства в воспитании детей;

— педагогическое просвещение родителей;

— изучение передового опыта семейного воспитания;

ознакомление родителей с жизнью и работой группы.

Список литературы :

1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.

2. Гербова В. В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Программа «От рождения до школы» - под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

4. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой – М., 2013.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств при ознакомлении с художественной литературой
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 21:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств при ознакомлении с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Марина Рябова (УИ 478046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД