Марина Рябова
Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств при ознакомлении с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования
По теме: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с художественной литературой»
Актуальность
Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Публикация «Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств при ознакомлении с художественной литературой» размещена в разделах
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.
Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественная литература играет огромную роль в нравственном развитии человека. Она появляется в жизни человека еще в раннем детстве и постепенно образует круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература очень хорошо и точно поясняет и открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Она самым наилучшим образом развивает воображение и мышление детей, обогащает их эмоции, дает замечательные примеры русского литературного языка.
Очень важно и воспитательное, и познавательное значение литературы. Значение художественной литературы в развитии нравственных качеств переоценить сложно. Через чтение художественной литературы ребенку постепенно прививается любовь к семье, к природе и к Родине.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей.
Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Художественные произведения играют значительную роль в формировании социальной компетентности детей, способствует усвоению духовных ценностей родного народа межкультурных и межнациональных связей, способствуют взаимопониманию и взаимообогащению внутреннего мира людей.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам формирования у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с художественной литературой.
Задачи:
• проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
• подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
• осуществить работу с детьми по формированию интереса к художественной литературе и эмоциональной отзывчивости;
• формировать первичные ценностные представления;
• приобщить детей к словесному искусству (умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса);
• приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении;
План работы на год
Сентрябрь: Изучение методической литературы по теме самообразования:
1. Гербова В. В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
2. Программа «От рождения до школы» - под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
4. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.
5. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему.
Постановка целей и задач по данной теме.
Планирование пополнения предметно-развивающей среды.
Подбор произведений художественной литературы нравственного содержания для чтения детям
Подготовка рекомендаций родителям «Почитайте детям».
Сентябрь-май: Подбор художественной литературы для чтения детям, в том числе в соответствии с программой «От рождения до школы» и лексическими темами.
Создание в группе РППС.
«Центр речевого развития»,
«Уголок книги»
В группе создана РППС
«Центр речевого развития»,
«Уголок книги».
Создан альбом «Нравственные поступки героев художественной литературы»
Октябрь: Чтение произведений по темам «Труд взрослых в детском саду», «Поздняя осень», «Предметы быта: посуда», «Уроки Здоровейки».
«Осень» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» И. Соколов-Микитов, «Грибы» И. Соколов-Микитов — И. Бунин «Листопад»
Подготовка к осеннему театрализованному празднику: «Осень золотая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы). Картотека иллюстраций на тему «Осень»
«Времена года», «По грибы», «Урожай», «Лес осенью», «листопад»
Ноябрь: Продолжение чтения художественной литературы о природе с целью формирования нравственного поведения в природе
А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.» И. Соколов-Микитов, «В лесу» И. Соколов-Микитов, «Грибы» В Бианки «Прячутся» Н. Сладков «Почему ноябрь пегий», Я. Аким «Первый снег», Украинская народная сказка «Колосок».
Дидактические игры «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…»,
«Из какой сказки?», «Составь рассказ по картине» и др. Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.
Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей».
Декабрь: Чтение и заучивание стих-ний о зиме, зимних животных, Новом годе, беседа о прочитанном, заучивание стихов, рассматривание сюжетных картин о зиме, зимних забавах, дидактические игры
Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка»,
Г. Скребицкий«4 художника. Зима», Г. Х. Андерсен «Снежная королева», В. Бианки «Синичкин календарь»,
М. Горький «Воробьишко»
С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке», Н. Носов «На горке», «Наш каток»
Пополнение картотеки иллюстраций картинами на тему зима, зимние забавы, новый год.
Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Мой любимое стихотворение о зиме».
Январь: Чтение литературы, способствующей воспитанию этических норм – дружба, взаимопомощь, честность.
Л. Толстой «Косточка», сказки В. Сутеева, В. Осеевой «Три товарища», «Долг», «Печенье», «Хорошее».
Беседа по прочитанному, сюжетные картины, дидактические игры.
Составлен список рекомендованных книг нравственного содержания.
Февраль: Чтение литературы, способствующей привитию норм этикета
А. Усачев «Этикет для детей различных лет», «Федорино горе»;
Беседа о прочитанном, закрепление основных правил этикета
Чтение произведений по темам: «Наша Армия», «Наши папы».
Чтение об армии ко Дню защитника Отечества
А. Барто «На заставе»
Иллюстрации «День Защитника отечества», «Наша армия сильна»
Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой».
Изготовление поделок «Подарок папе»
Март: Изучение правил поведения по книге А. Усачёва «Уроки вежливости».
Чтение литературы о весне, 8 марта.
Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.) «Иди, весна, иди, красна».
Чтение и обсуждение рассказа Осеевой В. «Волшебное слово»
Чтение о семье:
Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям, В. Вересаев «Братишка», М. Зощенко «Показательный ребёнок»
Н. Носов «Ступеньки»
Заучивание стихов –поздравлений маме, рассматривание иллюстраций о весне, о семье, составление рассказа о семье.
Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Мой любимое стихотворение о маме».
Выставка рисунков «Моя семья»
Для домашнего чтения с родителями:
(А. Милн «Непослушная мама»,
Г. Виеру «Мамин день»,
Е. Серова «Подснежник»,
И. Токмакова «Весна»)
Апрель: Чтение литературы о животных
В. Бианки. «Первая охота», В. Бианки «Купание медвежат», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
Четверостишия о животных.
Рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном, пересказ, составление описательного рассказа о любимом животном.
Игра «Расскажи стихи руками».
Май: Отчёт по теме самообразования.
Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Мой любимый рассказ о войне».
Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!».
Составление списка литературы для родителей «Почитайте летом».
Работа с родителями:
• Совместная с родителями организация полки кроссбукинга в группе.
• Акция «Больница для книг» («лечим» поврежденные книги).
• Ежемесячное составление списков книг, рекомендованных к прочтению «Читайте вместе с детьми».
• Консультации для родителей на темы :
• «Роль книги в развитии речи детей».
• «Памятки для родителей по обучению связной речи».
• «Воспитание сказкой — радость встречи с книгой».
• «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей»
Сотрудничество с родителями:
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Содержание работы:
Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне. Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие. При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.
Работа с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста – важная и сложная сторона деятельности. Она направлена на решение следующих задач:
— установление единства в воспитании детей;
— педагогическое просвещение родителей;
— изучение передового опыта семейного воспитания;
— ознакомление родителей с жизнью и работой группы.
Список литературы :
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.
2. Гербова В. В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Программа «От рождения до школы» - под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
4. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой.» – М., 2013.