Наталия Решетникова
Дизайн-проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОУ. Центр развития «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду объявлен конкурс проектов по модернизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (а именно в коридорах, холлах, на лестничных пролетах детского сада). Целью проекта является изучение и внедрение новых подходов в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников, задействовав территорию всего образовательного пространства детского сада. Каждая творческая группа по 2-3 человека работает над своим проектом.
Публикация «Дизайн-проект „Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОУ, Центр развития „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2016
Проведя анализ оформления коридоров, холлов, лестничных пролетов ДОУ, определив, наличие уже имеющегося развивающего компонента пространства ДОУ, наша творческая группа в составе трех человек приняли решение разработать дизайн-проект "Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ. Центр развития "Занимательная математика". Мы не случайно решили создать именно центр математического развития. Во-первых, в интерьер (роспись стен) лестничного пролета гармонично вписывалась именно математическая тематика. Во-вторых, математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Обучение дошкольников началам математики преследует главную цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Именно поэтому целью проекта стало создание модели РППС одного лестничного пролета детского сада, которая будет развивать у детей математические способности, стимулировать и развивать познавательную активность детей средствами игровой предметности
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Где роль несложного занимательного материала - активизировать умственную деятельность; увлекать и развлекать детей; расширять, углублять, математические представления; закреплять полученные знания и умения; упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Начиная работу над проектом, мы попытались найти удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство лестничного пролета и создать интересный, познавательный, игровой центр развития "Занимательная математика". В ходе реализации проекта нашей творческой группе пришлось выступать в качестве дизайнеров, декораторов, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. В итоге территория лестничного пролета преобразилась. Для нас, педагогов, важно не только разбудить в ребёнке интерес к математике, но и помочь родителям и детям понять, что играя, можно многому научиться: считать, сравнивать, анализировать, самостоятельно мыслить и находить пути решения поставленных задач, т. е. учиться, играя, и обучаться в игре. Именно поэтому, в центре "Занимательная математика" мы сделали и разместили дидактические игры и пособия.
Теперь на этом лестничном пролете игра ждет ребенка буквально на каждом шагу. "Умные ступеньки" помогают детям, которые поднимаются или спускаются по лестнице, закреплять названия геометрических фигур, цвета, счет в пределах 11 в прямом и обратном порядке.
Под окном появилась "Стена времени", способствующая формированию временных представлений у дошкольников.
"Радужный поезд" знакомит детей с понятием "неделя", "дни недели", с последовательностью дней недели. Разноцветные вагончики помогают запомнить цвета радуги, а веселые пассажиры - соотнести количество предметов на вагончике с цифрой (с его номером). "Радужный поезд" динамичный: крутятся колеса у паровозика, звенит колокольчик, предметы на вагончиках можно перемещать, считать, поэтому дети с удовольствием играют с ним.
При помощи "Радужного поезда можно поиграть в игры «Отгадай день» («Какой день был вчера?», «Какой день сегодня, «Какой день будет завтра?», «Назови первый день недели?», «Назови день недели после среды», «Назови пятый день недели?» и т. д.).
Наш поезд всегда приходит вовремя. Это можно проверить по вокзальным часам (например, родитель или педагог говорит "Поезд прибудет в 5 часов 15 минут. Покажи это время на часах" или "Поезд прибудет (отправится в путь) через два часа" и ребенок выставляет время прибытия (отправления) на часах).
Тут же расположены и другие часы, которые показывают времена года, количество, последовательность месяцев в каждом времени года и в году в целом.
Поднимаемся выше и попадаем в сказку "Репка", где дети могут посчитать героев, которые вытаскивали репку, закрепить порядковый счет (кто пришел первый, второй., ориентацию в пространстве (кто стоит за внучкой, перед мышкой, между дедом и внучкой и т. д.)
Из сказки мы попадаем на площадку, где нас ждут игры "Геометрик" и круги Луллия.
Благодаря игре "Геометрик" (или математический планшет) у детей появилась возможность конструировать и рисовать с помощью игрового поля с "волшебными гвоздиками" и резинок.
Развивается внимание, усидчивость, мелкая моторика рук. Кроме того Геометрик дает сильнейший толчок фантазии, предоставляя огромный простор для самостоятельного "рисования". Растягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребенок может «нарисовать» самые разные изображения. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик для «собачки», снежинка, ёлка и т. п. Для облегчения и ознакомления с данной игрой были сделаны схемы, по которым дети легко и просто смогут справиться с заданием.
"Круги Луллия" – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов. При помощи "волшебных кругов" можно закрепить знания о геометрических фигурах, состав числа, умение соотносить количество предметов с цифрой, решать задачки. В данный момент пособие направлено на закрепление знаний о геометрических фигурах, их цветом, размером, на развитие логического мышления, способности к моделированию и конструированию, на умение кодировать и декодировать информацию.
Через определенное время, содержание кругов поменяется.
"Сенсорные цифры" помогают детям на тактильном уровне запомнить цифры, соотнести цифру с количеством предметов на ней.
Для того, чтобы родители могли в полной мере использовать дидактические пособия в центре "Занимательная математика", знали как играть с детьми в предложенные игры, на что они направлены, в интернет-группе "Наши малыши" была проведена виртуальная экскурсия по центру, родители получили информацию о возможностях (развивающих, обучающих) центра.
Не знаю, займет ли наш проект какое-либо место (проекты других творческих групп очень интересные, содержательные, но точно знаю, что в результате обязательно выиграют наши дети!