Папки-передвижки

Роль игр-занятий с элементами экспериментирования для развития детей раннего возраста

Ёлчуева Татьяна
Роль игр-занятий с элементами экспериментирования для развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Дети в раннем возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребёнок взаимодействует. Ребёнок, знакомясь с окружающим миром, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В возрасте «почемучек» задумывается о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета. Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребёнка.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [63].

Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли такие ученые как Венгер Л. А. [3], Дыбина О. В [16], Запорожец А. В. [20], В. И. Леушина А. М. [32], Логинова В. И. [45] и многие другие. Предметный мир в их исследованиях рассматривается как

совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, его созданием и преобразованием.

Логинова В. И определяет функцию предмета как способ использования

предметов человеком, а назначение как способность удовлетворить

определенные потребности человека, то ради чего они созданы [45]. Ценен вклад в науку таких ученых, как Монтессори М. [36], Фребеля Ф. [49], которые подчеркивали, что для детей дошкольного возраста важно познавать предметный мир в его свойствах и качествах.

Особое место в области изучения предметного мира занимают идеи современных отечественных исследователей Леонтьева А. Н. [31], Кисленко В. Я. [24], Дыбиной О. В. [16], рассматривающих предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого. Иной подход к предмету осуществляют Ветлугина Н. А [5], Пантелеев Г. Н [44] и др., они указывают, что «предмет является средством эстетического воспитания дошкольников, который формирует чувство благодарности к взрослому за заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда» [44, с 54].

Тихеева Е. И. [59], Гербова В. В. [8], Ушакова О. С. [54] справедливо считают, что предмет помимо всех прочих характеристик является объектом работы по развитию речи у детей всех возрастных групп.

Противоречие исследования: с одной стороны, в настоящее время востребовано развитие интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду, с другой сейчас отмечается недостаточное количество соответствующих комплексов мероприятий, способствующих этому процессу.

Проблема: Каким образом игры-занятия с элементами экспериментирования способствуют успешному развитию детей раннего возраста?

Объект: процесс развития детей раннего возраста

Предмет: игры-занятия с элементами экспериментирования как средство развития детей раннего возраста

Цель: теоретическое и методическое обоснование использования игр-занятий с элементами экспериментирования для развития детей раннего возраста.

Задачи исследования:

1) Описать особенности развития ребенка раннего возраста.

2) Раскрыть особенности организации игр-занятий с элементами экспериментирования в раннем возрасте.

3) Описать опыт практикующих педагогов по организации элементарного экспериментирования с детьми раннего возраста

4) Разработать серию занятий для детей раннего возраста с элементами экспериментирования.

5) Рассмотреть возможности cотрудничества с семьями воспитанников по вопросу организации элементарного экспериментирования в домашних условиях

Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, синтез; эмпирические - анализ документов, наблюдение, диагностика развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста, математическая обработка и интерпретация полученных результатов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ИГРАХ - ЗАНЯТИЯХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

1.1. Ранний возраст. Особенности развития ребенка раннего возраста.

Представим характеристику раннего возраста детей с точки зрения разных психологических подходов.

Основной вид деятельности ребенка раннего возраста - это совместно-орудийная со взрослым предметная деятельность. Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно. Активное овладение предметами не означает, что ребенок не развивается в других областях. Посредством ведущей деятельности ребенок учится общаться со взрослыми развивает мышление, память, речь.

Бихевиорист Дж. Уотсон считал, что воспитание должно основываться на научных исследованиях детей, а психологический уход за ребенком важнее, чем физический, поскольку первый формирует характер[3].

В психоанализе теория З. Фрейда содержит идею развития, т. е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Ранний возраст рассматривался как анальная стадия развития ребенка. В этом возрасте ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер [1].

С точки зрения гештальт-подхода поведение ребенка раннего возраста можно назвать полевым, так как им управляют предметы, имеющие для ребенка чрезвычайно притягательную силу. Ученые пришли к выводу, что ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, доказывали психологи, зависят его поведение и понимание ситуации [11].

В культурно-исторической теории Л. С. Выготский предложил рассматривать новое понятие "психологический возраст". Каждому психологическому возрасту присуща своя социальная ситуация развития. В раннем возрасте это "ребенок-предмет-взрослый". Также в структуру психологического возраста входит образ жизни ребенка, в котором развиваются возрастные новообразования-это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития [3].

Другой советский ученый Д. Б. Эльконин в своей периодизации детского психического развития использовал понятие ведущая деятельность, как критерий обозначения психологического возраста. Ведущая деятельность детей раннего возраста является совместно-орудийная со взрослым предметная деятельность. Взрослый для ребенка раннего возраста - это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера.

Таблица 1 - Периодизация психического развития в детстве по Д. Б. Эльконину

Период Раннее детство

Хронологические границы 1-3 года

Вид ведущей деятельности Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная)

деятельность

Характерные особенности периода В конце первого года ребенок становится на ноги. На первых порах прямохождение, ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным, не лежит на поверхности. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Происходит активное исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки. Раннее детство сензитивный период для усвоения речи. Главное звено обучения-образец действия, который дает ребенку взрослый

К концу года жизни дети раннего возраста уже умеют обращаться с некоторыми игрушками: могут нанизывать колечко пирамидки на ее стержень, положить кубик на кубик, покатать машинку и пр. На втором году жизни и на протяжении всего раннего возраста складывается особый вид действий с предметами, основанный на их использовании в соответствии с культурным назначением. Смысл орудийных действий дети не могут понять самостоятельно, его открывает для него взрослый. На третьем году жизни продолжается освоение детьми окружающего предметного мира. Теперь для низ важен конечный правильный результат, что было подтверждено в ходе нашего исследования.

1.2 Организация игр-занятий с элементами экспериментирования в раннем возрасте

В два-три года можно и нужно начинать экспериментировать с детьми с окружающими предметами: песком, снегом, водой, ветром, солнцем. Экспериментировать с детьми нужно начинать с предметами, которые ребенок может подержать в руках, потрогать. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Среда обогащается более сложными объектами, взрослый создает условия для развития самостоятельности ребенка, так как ребенок должен полюбить действовать и выражать это словами «Я сам!». Это - основное новообразование данного возраста, имеющее значение в развитии, как экспериментирования, так и личности в целом. Нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними, иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы, проявляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений. Дети способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

Педагогу очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.

При проведении экспериментирования следует помнить:

-что выбранный объект экспериментирования должен быть выбран самим ребенком,

-эксперимент должен быть краткосрочным в связи с возрастными особенностями детей,

-проблемная задача должна быть понятной и содержать новизну для ребенка. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако не должна быть сложной для ребенка.

Взрослый при проведении опытов лишь организовывает активную деятельность, в форме диалога используя эвристический метод. Необходимые объяснения проходят с использованием только понятных ребенку слов.

Фиксация опытов для детей данного возраста еще сложна, однако только при фиксации увиденного эксперимент приобретает завершённость.

И взрослый не имеет права заставлять ребенка экспериментировать и фиксировать полученный результат. Инициатива должна идти только от самого ребенка. Изобразительный способ фиксации (рисование) наблюдений самый распространенный. Однако при низком уровне изобразительных навыков, дети не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Второй способ — фотографирование наиболее ценный, т. к. имеет ряд преимуществ - передает точно особенности объекта и фотографии впоследствии можно использовать вторично при проведении беседы с детьми, кроме того дети рассматривая фотографии вспоминают увиденное и еще раз запоминают проведенный опыт, фотографии можно использовать в игре «сначала-потом». Другие способы фиксации опытов еще очень сложны для детей младшего дошкольного возраста (письменные (запись рассказа ребенка и т. д., планы-схемы и т. д.).

Методика организации экспериментирования:

В группе раннего возраста нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. Играет с детьми с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и др. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Воспитатель сочетает показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д., сравнивает сходные предметы по внешнему виду, использует опыт практической деятельности, игровой опыт.

Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно - экспериментальной деятельности ребенок раннего возраста учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, с помощью взрослого устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

В раннем возрасте организуются:

-Игры-эксперименты. Первые занятия по экспериментированию проводятся в игровой форме. В группе присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в фантастических условиях («Путешествие на дно морское», «В гости к фее воздуха», «Поможем капельке вернуться на небо»).

-Моделирование. Дети воспроизводят модели реально существующих в природе явлений: айсберг, вулкан, северное сияние, вихрь.

Воспитатель учитывает возрастные особенности младших дошкольников, модель должна быть понятной и доступной.

- Опыты и эксперименты. Собственно экспериментирование позволяет в наглядной форме объяснить физические и природные явления на занятиях по окружающему миру. Самостоятельное проведение опыта вызывает восторг у детей (эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы) и откладывается в памяти. Младшие дошкольники экспериментируют с водой (в твёрдой и жидкой формах, воздухом, различными видами почвы, магнитами, тканью, бумагой.

Важно помнить, что при организации опытно — экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные особенности детей, поэтому:

1. Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать.

2. Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

В результате экспериментирования у детей формируется представления:

-о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

-о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

-о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

-о способах исследования объекта.

-о предметном мире.

-развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т. д.).

-формируется умения строить причинно-следственные связи, что позволяет в раннем возрасте детям легко подойти к возрасту «Почемучек».

Количество проводимых опытов в раннем возрасте может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

При организации экспериментальной детской деятельности важное значение - создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Обеспечение самостоятельного проведения опыта детьми при повторном возвращении к нему (с небольшой помощью или подсказкой воспитателя). Всё оборудование и предметы, которыми пользуются дети, должны быть безопасны.

Оборудованием для экспериментирования в первой младшей группе являются:

1) предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.,

2) все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, воду, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки;

3) мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, вер вочки.

4) для экспериментирования с ветром - воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.

5) пластмассовые стаканчики резной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки.

Выводы по главе 1

Проведенный анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы позволяет сделать следующие выводы. Практическое экспериментирование является формой поисковой деятельности ребенка, направленной на преобразование исследуемых объектов, которое может как выстраиваться им самостоятельно по мере выявления их новых свойств, так и организовываться взрослым. Как целостная деятельность, практическое экспериментирование побуждается познавательными мотивами и характеризуется целенаправленностью и причинно-следственной обусловленностью совершаемых действий. Предпосылками развития практического экспериментирования являются элементарные, не специфические манипуляции детей с предметами, которые на протяжении периода раннего возраста претерпевают качественные изменения, приобретают целенаправленный, устойчивый, эмоционально окрашенный характер. При этом на процесс становления практического экспериментирования, реализации его разностороннего развивающего потенциала значительное влияние оказывает характер осуществляемого педагогического сопровождения. Преследуя цели развития познавательной активности детей раннего возраста, формирования умений практического экспериментирования, педагог в соответствии с принципом противоречия организует предметную среду, а также акцентирует или целенаправленно создает усложняющиеся проблемные ситуации, поддерживая самостоятельность воспитанников в их разрешении, предоставляя возможности выбора соответствующих наличествующим условиям предметов среди подобных им, но обладающих противоположными внешними свойствами. Однако в настоящее время процесс педагогического сопровождения деятельности практического экспериментирования детей раннего возраста недостаточно разработан как в содержательном, так и технологическом аспектах. Данные выводы стали основанием для проведения опытно-поисковой работы по изучению возможностей повышения эффективности формирования умений практического экспериментирования у детей третьего года жизни посредством создания проблемных образовательных ситуаций

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Досуг-развлечение по сенсорному развитию детей раннего возраста с элементами экспериментирования «Клоун в гостях у ребят»Досуг-развлечение по сенсорному развитию детей раннего возраста с элементами экспериментирования «Клоун в гостях у ребят» Формирование представления о форме, величине и цвете, а также элементарной познавательно - исследовательской деятельности и экспериментирования.

Планирование занятий по физкультуре для детей раннего возраста. 1 часть Сентябрь (I-IV неделя) В гостях у деток! Программное содержание: Упражнять в ходьбе в прямом направлении, упражнять в ползании, развивать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль игр-занятий с элементами экспериментирования для развития детей раннего возраста
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 13:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игр-занятий с элементами экспериментирования для развития детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ёлчуева Татьяна (УИ 2791477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД