Екатерина Демьяненко
Игры для двигательного развития как фундамент успешного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Движение – это основа огромного количества человеческих навыков и умений. По мере того, как ребенок растет, взрослеет, движение сильнее связывается с мышлением и речью. Формирование главных двигательных навыков человека происходит в первые год-полтора жизни: от первого поворота, ползания, самостоятельного сидения до умения ходить и что-нибудь конструировать.
В 2–4 года происходит активный рост, бурное развитие двигательных, сенсорных, когнитивных и речевых систем.
Важная роль двигательной активности в том, что она определяет насколько крепкими и обширными будут нервные связи, по которым передаются нервные импульсы в ту или иную зону головного мозга. Для того чтобы ребенок легко осваивал письмо, ему нужно иметь возможность совершать крупные и мелкие движения достаточного объема и точности, регулировать силу, сохранять работоспособность. Поскольку в дошкольном возрасте развитие идет через игру, то упражнения лучше вплетать в игровой сюжет и использовать подражание.
Упражнения с мячом
1. По полу прокатить мяч партнеру и так же поймать мяч.
2. Прокатить мяч через ножки стула. Расстояние до стула увеличиваем.
3. Поймать мяч, который аккуратно бросил взрослый. Расстояние увеличивать.
4. Бросить мяч партнеру по воздуху, через отскок от пола.
5. Подбросить и поймать мяч.
6. Подбросить мяч и хлопнуть перед собой.
7. Подбросить мяч и хлопнуть позади себя.
8. Отбивать мяч от пола.
Усложнить эти движения можно, добавив речевой нагрузки. Например, на каждое движение называть слово. Можно просто считать, перечислять месяцы или дни недели, можно перечислять слова на заданную тему, например, игра «Я знаю пять…».
Игры с мячом очень полезны для письма. Они регулируют мышечное напряжение, силу удара, а это в будущем пригодится для регулировки нажима. За мячом надо следить глазами, как при письме необходимо смотреть за тем, что мы пишем. Отскакивая, мяч создает ритм, который приходится соблюдать, ребенок учится ритм регулировать, когда ведет мяч по-баскетбольному. Это самое сложное при игре в мяч – научиться его отбивать в регулируемом ритме. А при письме, ритм делает элементы единообразными, почерк читаемым и более аккуратным.
Простые варианты игр:
• Перекидывать друг другу можно не только мячи, но и более легкие предметы. Например, комки бумаги или платочки из какого-нибудь тонкого воздушного материала. Когда используются платочки, кисть и запястье начинают двигаться особенно неспешно и грациозно, появляется пластичность. Плавность в движениях помогают развивать игры с лентой, как в художественной гимнастике.
• Игры с длинной лентой на палочке. Предлагаем ребенку сначала свободную игру, затем повторяя за взрослым. В качестве разнообразия – движения под музыку. Смысл в том, что происходит визуализация следов своих движений. Лента – как линия при письме, только в крупном движении.
• Шифоновые платочки. Подкидываем их и ловим, одной рукой, двумя, поочередно. В паре практикуем перекидывание. Стоит обратить внимание на захват платочка. Можно пинцетным хватом, а можно щепотью. Менять по инструкции.