Екатерина Артамошкина
Организация предметно — развивающей среды как условие развития сюжетно — ролевых игр дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно – пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы.
Публикация «Организация предметно — развивающей среды как условие развития сюжетно — ролевых игр дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения того, что взято из жизни, т. е. окружающей среды ребенка. Создание предметно – развивающей среды тесно связано, во – первых, с развитием воображения ребенка, а также проявлением на основе воображения функции замещения реального мира его игровым эквивалентом.
Оказывается, что создание предметно – развивающей среды зависит и от прежнего опыта ребенка, от его эмоциональности, способности к комбинированию, созданию нового. Особое значение в развитии и создании предметно – развивающей среды имеет развитие у ребенка функции замещения, когда представляя пространство игры, ребенок, вводя выражение «как будто», сообщает сверстнику, с которым взаимодействует, о его особенностях, об устройстве и введении новых элементов пространства, сужении или расширении его. Взрослый, находящийся за пределами игры, не всегда может оценить рамки пространства, его границы. Под предметно – развивающей средой понимается место, рамки которого могут быть обозначены, а могут быть не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре. Однако встает вопрос: абсолютно ли свободен и самостоятелен ребенок в игре. Безусловно, нет. Его свобода и самостоятельность ограничены способами деятельности, которыми он владеет, знаниями, которые он имеет. Наблюдения показали, что полноценная игра у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если воспитатель специально и целенаправленно формирует ее. Основой такого формирования является общение. Под педагогическим общением мы понимаем коммуникативное воздействие воспитателя на детей с целью воспитания и обучения. Таким образом, создание предметно – игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Педагогический вывод, который можно сделать отсюда, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
Детям исполнилось четыре года. Они пришли в среднюю группу. Предметно – развивающая среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольников этого возраста. И одной из таких особенностей является яркое проявление разных темпов развития детей : одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени.
Дети в группе в ходе нашего наблюдения много времени проводили в игровых уголках, где самостоятельно играли в различные игры. Самостоятельная игра детей во многом зависит от предметно – игровой среды и подбора соответствующего материала. Наши наблюдения показали, что для активизации самостоятельной игры детей необходимо внесение взрослым «ключевых» игрушек, которые дети используют в разнообразных по тематическому содержанию играх.
В ходе наблюдения выявлены наиболее популярные темы игр детей: «Дочки – матери», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская». Для развития игрового творчества использованы следующие методы: демонстрация способов игрового поведения; игры – занятия; обогащение знаний путем бесед, создание специальной обстановки (игровых зон на определенные темы); советы и т. д.
Для того, чтобы обогатить сюжеты игр, используются различные художественные произведения, предметы изобразительного искусства, так как они знакомят детей с богатством человеческих чувств, помогают глубже понять эмоциональный мир человека. Привлекаются также невербальные средства общения (улыбка, мимика, жесты, которые способствуют налаживанию положительных отношений с детьми. Главным моментом такой работы является то, что педагог избегает критики в оценке деятельности детей. Но если необходимо, делается замечание в шутливом, доброжелательном тоне, не задевая самолюбия детей.
Педагог пытается создать в группе атмосферу раскрепощенности, что открывает возможность для налаживания дружеских «равноправных» отношений, не сдерживает творческие проявления ребенка своей оценкой, запретами, ограничением представления материалов для игровой деятельности. Созданная в группе предметно – развивающая среда не должна ограничивать, а наоборот, способствовать проявлению самостоятельности и творчества в сюжетно – ролевых играх детей.
Таким образом, развитие игры детей зависит от правильного создания предметно – развивающей среды. Совершенствование творческих навыков и умений детей, развитие творческого воображения и мышления считается важным достижением работы педагога.