Елена Шулятьева
План работы по самообразованию. Дизайн-деятельность как условие развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида МДОУ «Увинский детский сад №2»
План работы по самообразованию
Тема: Дизайн-деятельность как условие развития творческих способностей дошкольников.
Воспитатель: Шулятьева Елена Валентиновна
План работы по самообразованию
Тема: Дизайн-деятельность как условие развития творческих способностей дошкольников.
Публикация «План работы по самообразованию, Дизайн-деятельность как условие развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Цель: Выяснить роль и значение дизайн-деятельности в развитии творческих способностей дошкольников. Объединить усилия педагогов и родителей по развитию творческих способностей дошкольников, формированию эстетического отношения к окружающей действительности.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме;
2. Разработать перспективный план;
3. Разработать рекомендации для педагогов по проведению образовательной работы по дизайн-деятельности с дошкольниками;
Актуальность: На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству, развитие которого в свою очередь является согласно Федеральным Государственным Образовательным стандартам центральной задачей образования детей дошкольного возраста.
Современному педагогу необходимо овладеть культурой дизайна, знать, а главное уметь показать детям, как можно грамотно и красиво обустроить среду обитания.
Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является детская дизайн-деятельность.
Детский дизайн в дошкольном возрасте, наряду с игрой, интегрируется с задачами по всем направлениям образовательной программы:
а) художественно-эстетическое развитие : возникают новые виды изо-пространственного творчества. Видоизменяются детские игры художественного содержания, переходящие в продуктивную деятельность различного вида: рисование, лепку, аппликацию, творческое конструирование.
б) речевое развитие : формируется культура речи и общения.
в) познавательное развитие : формируется способность к анализу и обобщению, пространственное воображение, проектное мышление, расширяется кругозор.
в) социально-коммуникативное развитие : решаются задачи нравственного воспитания в условиях социализации детей в коллективе и в семье.
г) в области “Физическое развитие” реализуются интегративные возможности, энергетика и динамизм детского дизайна позволяют решать задачи охраны здоровья ребенка (снижение явлений гиподинамии, неврозов, сколиозов, близорукости и т. д.)
Детский дизайн носит прикладной характер. Детские работы могут использоваться для социально значимых целей:
1) для поддержания красоты в окружающем ребенка пространства
2) для изготовления подарков,
3) для оснащения игровой деятельности
4) способствует формированию у детей способности к мотивации своей деятельности; умению переустраивать свою деятельность в зависимости от получаемого результата; самим оценить и находить пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, ребенок приходит к решению поставленной цели.
5) способствует развитию сенсорных способностей – чувства цвета, формы, величины и пропорций. Работа с различными материалами развивает осязательные чувства ребенка, он приобретает бесценный сенсорный опыт.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Учебный год Содержание работы Результат
2013/2014
Плоскостной (аппликативно-графический)
дизайн – рамочки Мастер-класс для сотрудников ДОУ
Презентация готового продукта в форме
приема сотрудников, детей ДОУ и родителей.
2014/2015 Предметно-пространственный дизайн
–мобиль Подтверждение на первую квалификационную категорию;
Мастер-класс для воспитателей
2015-2016 Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн –открытка Презентация готового продукта в форме приема сотрудников, детей ДОУ и родителей.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ.
2016-2017 Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн
– книжка-самоделка Рекомендации для педагогов по проведению образовательной работы по книжному дизайну с дошкольниками;
Творческий отчет на заседании педагогического совета
План работы на 2013-2014 уч. год
Введение детей младшего дошкольного возраста в дизайн-деятельность в рамках проекта «Лучшие друзья Мухи-Цокотухи» (плоскостной (аппликативно-графический) дизайн)
Раздел Содержание работы Сроки реализации Практические выходы
Изучение научной, методической литературы
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания :
1. ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. ФГОС ДО
Статьи Г. Н. Пантелеева, Г. Ярыгиной, О. Кузнецовой, Г. Давыдовой, Широковой С. в изданиях «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и др. ;
Метод. пособие «Художественное конструирование в детском саду» И. А. Лыкова;
Журнал «Цветные ладошки»,
«Мистер Самоделкин», «Подарки своими руками» и др.
Интернет-ресурсы (сайт «Город мастеров», «МАААМ. ru» и др.)
Участие в вебинарах
Сентябрь-май
Консультация для педагогов «Детский дизайн в ДОУ»
Работа с детьми Первоначальное знакомство с профессией художника-декоратора;
Создание образов насекомых в совместной с воспитателем художественной деятельности:
-пауки в паутине;
-гусеницы и бабочки и др.
Декоративно-оформительская деятельность:
-рамочки для готовых рисунков (аппликация из цв. полосок,
-«Красивые платочки»,
-«Нарядный коврик в кукольный домик».
Совместная творческая деятельность воспитателя с детьми по декорированию рамочек:
- из крупы,
- из бросовых пазлов,
- из комочков салфеток,
-из пуговиц и др. ;
Детские работы в технике художественного конструирования (рамочки);
Февраль
Март
Февраль- март
Февраль- март
Апрель
Оформление интерьера группы – коллекции насекомых;
Оформление домика Мухи-Цокотухи;
Выставка фото в декоративных рамочках.
Оформление уголка- игровой комнаты
Работа с семьей Привлечение родителей к сбору разнообразного бросового материала, оформительского материала;
Изготовление дидактических игр и пособий (по Лыковой И. А.);
Консультация для родителей «Поделки всей семьей»
Изготовление родителями с детьми фото с изображением насекомого в подарок Мухе-цокотухе
Сентябрь-декабрь
Сентябрь- декабрь
Февраль
Март
Конкурс на уровне ДОУ «Новогодняя открытка»;
Районный конкурс «Семейные родники»
Самореализация «Плетение рамочек из газетных трубочек»
Открытый показ занятия «В гостях у Мухи-Цокотухи»
Отчет о проделанной работе по теме самообразования Январь
Апрель
Май Мастер-класс для сотрудников ДОУ
Участие в первом туре конкурса «Лучший воспитатель года -2014»
Презентация готового продукта в форме приема сотрудников, детей ДОУ и родителей.
План работы на 2014-2015уч. год
Приобщение детей к дизайн-деятельности (предметно-пространственный дизайн –мобиль)
Раздел Содержание работы Сроки реализации Практические выходы
Изучение научной, методической литературы Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания :
1.»О порядке прохождения аттестации педагогических работников»;
2.«Радуга» примерная образовательная программа: проект» и др. ;
Интернет-ресурсы (сайт «Город мастеров», «МАААМ. ru» и др.)
Участие в вебинарах издательства «Просвещение»
В течение года Консультация для воспитателей «Дизайн в дошкольном возрасте»;
Работа с детьми Дальнейшее знакомство с профессией дизайнера, декоратора;
Совместное с воспитателем изготовление мобилей для украшения группы по сезонам;
Участие в сезонном оформлении группы
Изготовление композиций к Пасхе (декор яиц,
К 9 мая и др. В течение года
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Апрель
В течение года
Апрель
Май
Мобили:
«Листопад», «Дождик, дождик»,
«Зимующие птицы»,
«Снегопад»,
«Пчелки»
Декор яиц
Открытки
Работа с семьей Консультация «Развивайте детское художественное творчество»;
Привлечение родителей к сбору разнообразного бросового материала, оформительского материала;
Совместное творчество родителей и детей :
- по созданию страничек книги,
-поделок из природного и бросового материала на осеннюю тематику,
-поделок цветов:
Изготовление мобиля «Цветочное наслаждение» и «Порхающий мир» Октябрь
В течение года
Октябрь
Январь
Май
Июнь
Ноябрь
Апрель
Март
Конкурсы книг по временам года «Осень, осень, красота», «Зимняя сказка», «Весенняя капель», «Лето красное»;
Конкурс «Осенняя фантазия»;
Конкурс «Мир цветов»
Мастер-класс для родителей
Самореали-зация Презентация опыта работы;
Регистрация на сайте «Дошколенок. ру»;
участие в дистанционных творческих конкурсах для педагогов:«Одаренность. ру», «Дошколенок. ру» и др.
Открытое интегрированное занятие «Зимующие птицы» (мобиль)
«Мобиль в интерьере ДОУ» Сентябрь
В течение года
Ноябрь
Январь Участие во втором туре конкурса «Лучший воспитатель года -2014»
Сертификаты, свидетельства о публикации материалов;
Подтверждение на первую квалификационную категорию;
Мастер-класс для воспитателей
План работы на 2015-2016 уч. год
Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн –открытка
Раздел Содержание работы Сроки реализации Практические выходы
Изучение научной, методической литературы Ознакомление с нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.
Обзор периодических изданий, новинок методической литературы.
Разработка перечня необходимого оборудования для изготовления открыток.
Интернет-ресурсы (сайт «Город мастеров», «МАААМ. ru» и др.)
Участие в вебинарах издательства «Просвещение»
В течение года
В течение года
Сентябрь
Сообщение – теоретический анализ
Выставка методической и практической литературы по теме
Работа с детьми Дальнейшее знакомство с профессией дизайнера, декоратора;
Совместное с воспитателем изготовление открыток для украшения группы и поздравления родных;
-«Всемирный День девочек»(коллективная);
-«День Удмуртии» (коллективная);
-«С Новым годом»;
- Объемная открытка «Рождество Христово».
-«23 февраля», «День влюбленных»;
-«День наших мам»;
-«День космонавтики»;
-«День Победы».
Участие в сезонном оформлении группы
Изготовление композиций к Пасхе (декор яиц,
Наглядно-иллюстративный материал (подготовка большого количества шаблонов для изготовления работ)
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Апрель
Презентация готового продукта в форме приема сотрудников, детей ДОУ и родителей.
Поздравительные открытки
Оформление группы, зала, лестничных площадок
Работа с семьей Привлечение родителей к сбору разнообразного бросового материала, оформительского материала;
Совместное творчество родителей и детей :
-конкурс поделок ко Дню Удмуртии;
-конкурс «Снежные букеты»
-конкурс «Весенняя капель»
Совместное с детьми выполнение открыток «Скоро, скоро Новый год»
Консультации для родителей по теме.
Участие в викторинах и конкурсах.
Оформление информационного листа
Семинар для родителей на тему:
«Ум на кончиках пальцев»
Оформление стенда «Они
сражались за Родину»
В течение года
Октябрь
Декабрь
Март
Декабрь
Ежеквар-тально
В течение года
Ежеквар-тально
Апрель
Май
Выставка совместного творчества детей и родителей.
Семинар практикум – «Наши руки не для скуки»
Информационный лист – ширма – передвижка
Коллективная работа
Самореали-зация Участие в дистанционных творческих конкурсах для педагогов:«Одаренность. ру», «Дошколенок. ру» и др.
Педагогическая мастерская (обмен творческими находками)
Мастер – класс по повышению квалификации в рамках художественно - эстетического обучения и воспитания дошкольников средствами художественного творчества.
Обобщение результатов работы по теме на заседании педагогического совета.
Размещение материалов в сети Интернет В течение года
Сертификаты, свидетельства о публикации материалов;
Рекомендации воспитателям по содержанию творческого центра.
Мастер-класс.
Консультация для педагогов по теме: «Дизайн-деятельность как средство развития творческого мышления у старших дошкольников»
План работы на 2016-2017 уч. год
Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн –
книжка-самоделка
Раздел Содержание работы Сроки реализации Практические выходы
Изучение научной, методической литературы Ознакомление с нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.
Обзор периодических изданий, новинок методической литературы.
Знакомство с историей возникновения иллюстраций, биографией художников-иллюстраторов.
Разработка плана кружковой деятельности «Юные дизайнеры»;
Разработка перечня необходимого оборудования для изготовления книжек-самоделок.
Интернет-ресурсы (сайт «Город мастеров», «МАААМ. ru» и др.)
Участие в вебинарах издательства «Просвещение» В течение года
В течение года
Сентябрь, октябрь
Сентябрь
В течение года
Сообщение – теоретический анализ
Выставка методической и практической литературы по теме
Консультация для педагогов «Книжная графика в оформлении детской книги».
План кружковой деятельности
Работа с детьми Дальнейшее знакомство с профессией дизайнера, иллюстратора;
Участие в сезонном оформлении группы
Участие в ежемесячном оформлении книжного уголка;
Реализация поставленных задач в кружковой деятельности «Юные дизайнеры»
Участие в районных и всероссийских конкурсах;
Посещение МБУК ЦРБ «Увинская детская библиотека»;
Наглядно-иллюстративный материал (подготовка большого количества шаблонов для изготовления работ)- буквицы, напечатанные тексты, орнаменты (шаблоны, декоративные скотчи и т. п.);
Работа в книжном уголке – «Книжкина больница»
В течение года
Октябрь-май
2 раза в месяц
В течение года
В течение года
Сентябрь
В течение года
Презентация готового продукта в форме приема сотрудников, детей ДОУ и родителей.
Выставки творчества детей,
Презентация книг для детей младших групп
Выставка «здоровых» книжек
Работа с семьей Пропаганда приобщения детей и взрослых к художественной литературе;
Выступление сотрудника библиотеки на родительском собрании
Консультации для родителей по теме: «Художники-иллюстраторы детских книг»;
«Как превратить чтение в удовольствие»,
Совместное творчество родителей и детей по изготовлению книг;
Конкурс «Зеленая книга» (природа нашего края);
Семинар- практикум – «Книжная мастерская»
В течение года
Октябрь
Ноябрь
Февраль
Октябрь
Январь
Апрель
Июль
Февраль
Март
Консультации,
Совместные мероприятия
Информационная ширма-передвижка
Книги:
-«Золотая осень»
-«Зимняя книга»
-«Весенняя капель»
-«Лето красное»
Участие в конкурсе ДОУ;
Презентация готового продукта – книжки-самоделки;
Самореали-зация Участие в дистанционных творческих конкурсах для педагогов:«Одаренность. ру, «Дошколенок. ру» и др.
Консультация для педагогов по теме: «Книжный уголок в ДОУ»,
«Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов»,
Мастер – класс по повышению квалификации в рамках художественно - эстетического обучения и воспитания дошкольников средствами художественного творчества.
Размещение материалов в сети Интернет
Обобщение результатов работы по теме на заседании педагогического совета.
В течение года
Октябрь
Январь
Апрель
В течение года
Май
Сертификаты, свидетельства о публикации материалов;
Рекомендации для педагогов по проведению образовательной работы по книжному дизайну с дошкольниками;
Мастер-класс
Отчет на итоговом педсовете