Елена Гурьянова
План по самообразованию «Коллекционирование как средство развития познавательных интересов у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Воспитателя Гурьяновой Е. Ю.
на 2016-17 уч. год
младшая группа
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
р. п. Воротынец
2016 г.
«Коллекционировать-значит
уметь жить прошлым».
Альбер Камю.
Актуальность.
Публикация «План по самообразованию „Коллекционирование как средство развития познавательных интересов у дошкольников“» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объёма информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока ещё не велики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность.
Для формирования активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Коллекционирование-это всегда поиск.
Цель самообразования.
Развитие познавательных способностей и познавательных интересов детей через коллекционирование.
Задачи самообразования.
1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Разработать перспективные планы по работе с детьми, перспективные планы тематических выставок.
3. Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы.
4. Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность.
5. Расширять кругозор детей.
6. Формировать бережное отношение к хранению коллекций.
7. Заинтересовать детей и родителей собиранием коллекций.
8. Закреплять полученные навыки в других видах деятельности.
Предполагаемый результат: системная работа по данному направлению позволит:
- развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать;
- развить творческие способности детей;
- развить избирательную направленность детей, их внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;
- развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру;
- раскрыть интересы и увлечения детей;
- развить коммуникативные навыки, умение логически обосновывать свои мысли;
- развить интегративные качества личности.
Этапы работы.
Этапы Содержание работы Сроки
Теоретический Изучение литературы:
1. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребёнка в детском саду». «Дошкольное воспитание» -2003г. №3.
2. Л. Н. Прохорова, Р. Н. Моделькина, Н. П. Кулешова «Воспитываем коллекционеров».
3. Болдырева Н. Г., Сапрыкина О. В., Чеснокова В. И. «О технологии коллекционирования, как эффективной форме взаимодействия с родителями». Молодой учёный. 2015 г. № 10.
4. Селевко Г. К., «Современные образовательные технологии» 1998 г.
5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н., «Детское экспериментирование», 2003 г.
6. «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3.2007 г.
С 7 по 14 ноября 2016 г.
Этап адаптации приёма коллекционирования. Накопление запаса конкретных представлений о конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей. С 14 ноября по 21 ноября 2016г.
Взаимодействие с дошкольниками
1. Обсуждение с детьми, какие открытки будем коллекционировать.
2. Просмотр презентации «Открытки разных времён».
Взаимодействие с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Родительское собрание в детском саду».
3. Сбор открыток по теме.
Основной Создание условий для развития детского коллекционирования и реализация его развивающих функций.
Организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач. С 28 ноября по 11 декабря 2016 г.
Взаимодействие с дошкольниками
1. Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования.
2. Чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий.
3. Индивидуальные беседы с детьми по интересам.
4. Беседа по теме «Открытка старая и всегда новая».
5. Беседа «Классификация открыток».
6. НОД по аппликации «Открытка к празднику».
7. Поделки из открыток.
Взаимодействие с родителями
1. Статья в родительский уголок «Зачем ребёнку коллекции?»
2. Совместное творчество родителей и детей «Открытка к Новогоднему празднику».
Обобщающий Организация собственных выставок и коллекций детей, создание альбома «Наши открытки». С 14 декабря по 21 декабря
Выводы по итогам над методической темой.
Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе позволила раскрыть возможности в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции.
• Создала предметно-развивающую среду, (собрана коллекция «Наши открытки», коллекции находятся в свободном доступе для детей;
• Разработала содержание детских коллекций (личных и совместных);
• Оформила в группе уголок хранения коллекций;
• Разработала перспективный план тематических выставок;
• Разработала перспективный план совместной деятельности с детьми по теме «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование»;
• Подобрала диагностический материал по определению уровня развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование;
• Разработала диагностическую карту по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование.