татьяна шалагина
План работы психолога на год по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях введения ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития школьников
Основные направления и цели работы Основные мероприятия Формы работы, методы, методики
Профилактика, предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся 1. «Круглый стол» для родителей на тему «Этот сложный ребенок!»
Темочки:
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Планы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2. Устные беседы с педагогами и детьми: «Кто мне нравиться и почему?» Рекомендации родителям, беседа, анкетирование «Понимаю ли я своего ребенка?»
2. Беседа с педагогом: «Этот сложный ребенок
Диагностика индивидуальная и групповая - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников 1. Выявление психологического климата во всех группах детского сада
2. Экспресс –диагностика психических процессов у тревожных детей в группах 1а. Социометрия
1б. Проективные методы «Рисунок семьи»
1в. «День рождения» М. Панфилова
2. Методика «Интервью с ребенком» А. Захарова
3. Методика «Лосенка»
Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению. 1. Родительские собрания в течении года.
2. Рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса и улучшение психологического комфорта детей в ДОУ и семье. 1. темы родительских собраний: «Оптимизация процесса адаптации дошкольников в ДОУ» ; «Организация успешных условий в семье и группе детского сада»
2. индивидуальные беседы с педагогами и родителями, рекомендации по психологическому обследованию ребенка.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности нравственного развития в деятельности и общении 1. Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
2. индивидуальные и групповые развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих низкий и средний уровень развития. 1. Игры: «Если да-похлопай, если нет-потопай» ; «Интервью» ; «На мостике» ; «Обзывалки»
2. «Давай поговорим»; «Клубочек» ; «Зеркала»
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация
работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 1. Групповые коррекционно-развивающие занятия в старшей группе
2. Групповые коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе
3. индивидуальная работа с детьми имеющими трудности в поведении 1. Н. Куражева «Программа психологических занятий для дошкольников»
2а. Л. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников»
2б. сказкатерапия
3. Е. Алябьева, психогимнастика
Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. 1. Оформление информационных уголков для родителей в группах детского сада
2. выступление на родительских собраниях, круглых столах
3. Изготовление и распространение памяток, буклетов, брошюр
4. подготовка материала на сайт детского сада 1. Освещение актуальных вопросов психического развития детей, особенностей детско-родительских отношений
2. Освещение актуальных тем для родителей, ответ на их наболевшие вопросы, индивидуальные консультации
3. Повышение психологической компетенции педагогов, администрации ДОУ и родителей
Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).
1. Саморазвитие
1а. Посещение методических объединений.
1б. Анализ литературы и информации в ресурсах интернета для подборки диагностического инструмента и коррекционной работы.
1в. Общение и обмен опытом с другими психологами ДОУ
Психолого-педагогического сопровождения формирование и развития универсальных учебных действий
Основные направления и цели работы Основные мероприятия Формы работы, методы, методики
Консультирование (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, оказание помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС НОО, ООО).
1. Тренинг успешности в новом виде деятельности, тренинг педагогической осознанности. Работа с сопротивлением.
2. Организация "Службы скорой помощи "Мы внедряем стандарты" (инициативная группа, в которую тоже входит психолог) для помощи педагогам по возникающим проблемам и вопросам в связи с внедрением стандартов - помочь конкретный план урока составить, методический прием подсказать, оказать просто эмоциональную поддержку 1. Лекторий: "Психологические основы развития универсальных учебных действий"
2. Круглый стол "Преемственность начального среднего звена. Куда идем дальше?" "Что меняется в модели моего ученика"
3. Организация мастер-классов (инициативной группой, завучем, другими участниками педпроцесса). Психолог на основании часто повторяющихся запросов в "Скорую помощь" выбирает тему мастер-класса (например, "Применяем силовую матрицу решения проблемы внедрения стандартов"
Диагностика УУД по завершении определенного этапа обучения 1. Определение индивидуальных образовательных траекторий с учетом проведенной диагностики
2. Диагностический сбор информации для выявления проблемных "звеньев" при обучении по стандартам. (Например, у ребенка никак не получается работать в команде на уроке.) 1. Коррекционно-развивающие занятия на развитие навыков конструктивного общения, формирование учебных навыков
2.
Развитие и коррекция отдельных УУД
1. Работа с детьми по индивидуальным образовательным траекториям, корректировка траекторий (например, подбор информации в какие доп. кружки лучше ребенку пойти,в каких мероприятиях лучше проявятся возможности ребенка)
2. 2. Активное присутствие на уроке и совместно с учителем работа с детьми, имеющими сложности в освоении УУД 1. Работа с группой поддержки непосредственно "психологического" направления (т. е. с теми, с кем "не справятся" другие специалисты школы)
2. Групповая беседа или игра "Я умею и люблю учиться"
3. Рефлексия в группах "Калейдоскоп наших успехов"
Просвещение — преодоление ложных и надуманных психологических знаний, которые бытуют как среди учителей, так и родителей.
Проведение семинаров, лекций, выступление психолога на методических консультациях, изготовление листовок. темы выступлений: «кто такой психолог», «психолог и жизненный опыт? Примеры», «что лучше опыт или наука?»
.
Психолого-педагогическое сопровождение формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Основные направления и цели работы Основные мероприятия Формы работы, методы, методики
Формирование осознанных положительных установок на здоровый образ жизни Беседы, игры, организация выставок детских работ, круглые столы
Организация дополнительных образовательных услуг физкультурно-оздоровительной направленности:
Совместная деятельность педагога с детьми.
Организация экскурсий, целевых прогулок 1. Дидактические игры по формированию элементарных представлений детей о ЗОЖ.
2. Занятия по ознакомлению с окружающим миром «Я – ребёнок. Мой образ жизни». Основное содержание: особенности образа жизни ребёнка, его значение для здоровья.
3. Презентация детского альбома «Здоровый образ жизни».
4. Познавательные занятия: «Чистота – залог здоровья», «Полезная еда», «Аптека вокруг нас».
Формирование представлений о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье Рациональная организация образовательного процесса:
- составление режима дня на учебный год, на летний период;
- составление расписания занятий в соответствии с учебным планом;
- проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению техники безопасности 1. консультации педагогов о составлении режима дня по программе
2. практические консультации по составлению расписаний на учебный период
3. беседы в группа: «зачем я мою руки?»
«водичка, водичка умой мое личико»
«мой добыр-кто и за чем?»
Лекция «Значение санитарно-гигиенических процедур».
4. Спортивные мероприятия: «Чистота и здоровье», «Осторожно, микробы», «Как природа помогает нам быть здоровыми».
5. Вопросы открытого типа.
6. Познавательно-оздоровительные лекции: «Здоровые уши», «Береги своё горло», «Чтобы зубы не болели», «Будем видеть хорошо».
Обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации) 1. Устойчивость навыков владения своим телом с целью
сохранения здоровья
2. Овладение навыками
элементарного массажа,
правильного дыхания
1. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Я – человек». Основное содержание: элементарное строение человека: необходимые для жизни условия: пища, воздух, тепло, одежда.
2. Беседа «Что я знаю о себе. Мой организм».
3. Вопросы открытого типа.
1. Оздоровительно-интегрированные занятия с включением комплексов дыхательных упражнений и комплексов массажа.
2. Самостоятельное выполнение детьми комплексов массажа.
3. Самостоятельное выполнение дыхательных упражнений.
1. Наблюдение за детьми при самостоятельном выполнении комплексов массажа и дыхательных упражнений.
2. Наблюдения за двигательной активностью ребёнка в течение дня, за участием в играх соревновательного характера, в физкультурных досугах, на секционных занятиях
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения Провести диагностику в группах на выявление не дружелюбного общения детей между собой или с одним конкретным ребенком
Жалобы воспитателя на отсутствие коммуникативного общения с ребенка с группой детей
Проведение во всех группах сказкотерапии на выявление сплоченности коллектива 1. Диагностика уровня сплочённости или разобщенности в группе детей.
2. индивидуальные беседы с воспитателями или родителями ребенка.
3. проведение сказкотерапии
4. проведении игры из ТРИЗ: «Необитаемый остров»
Работа с родителями : обеспечение родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. Родительские собрания, проведение мероприятий с родителями, организация информационных уголков, подготовка анкет для родителей, подготовка индивидуальных и групповых консультаций 1. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
2. Ознакомление родителей с результатами диагностических обследований.
3. Оформление информационных стендов, выставок.
4. Индивидуальное консультирование родителей.
5. Организация консультаций педиатра.
6. Организация и проведение родительских собраний.
7. Организация групповых консультаций.
8. Анкетирование родителей.
9. Семейный клуб для родителей «Навстречу друг другу».
Организация поддержки педагогов Привлечение педагогических и медицинских работников к реализации всех направлений работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, просвещению родителей.
Разработка консультаций для родителей и педагогов на основе методических рекомендаций по оказанию психологической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в развитии, адаптации,
обучении и общении 1. физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения;
2. утренняя гимнастика;
3. физминутки, динамические паузы в течение дня;
3. лечебная физкультура;
4. организация прогулки;
5. проведение спартакиады;
проведение дней здоровья;
физкультурные досуги и праздники;
6. музыкальные праздники и развлечения;
7. привлечение общественных организаций города и родителей к организации физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой
работы
Психологическая коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы
Основные направления и цели работы Основные мероприятия Формы работы, методы, методики
Организация и обеспечение психолого-медико-педагогического обследования обучающихся ограниченными возможностями здоровья для выявления недостатков в развитии и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Составление коррекционной программы для обучающихся.
1. Наблюдение, логопедическая и психологическая диагностика,
анкетирование родителей, опрос педагогов.
2. Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики
Суда можно отнести такие методики как: игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия, психогимнастика
Создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию ребенка в образовательном учреждении 1. Информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей
2. Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ.
Применение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. 1. Проверить помещения и оборудования для особенных детей.
2. подготовить семинар на тему : «Рекомендации по работе с детьми ОВЗ»
Коррекция, уменьшение выраженности патологии, ее поведенческие последствия, предупредить появление вторичных отклонений в развитии.
1. Формирование групп для коррекционной работы.
2. Составление расписания занятий.
3. Проведение коррекционных занятий.
4. Отслеживание динамики развития ребенка Помогать педагогам в личной беседе и нормативными документами
Мониторинг эффективности разработанной коррекционной программы
1. На каждом этапе проходят индивидуальные беседы с педагогом
2. анкетирование и диагностика групп или конкретных учащихся
3. посещение уроков и занятий у педагогов