Елена Полетаева
План работы по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей воспитанников младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие коммуникативных способностей воспитанников младшего возраста».
Актуальность темы. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка : эмоциональность, непосредственность.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие коммуникативных способностей воспитанников младшего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий, замедляет развитие психических процессов.
Цель: развитие коммуникативных способностей воспитанников младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Знакомить детей с устным народным творчеством.
- Формировать умение внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
- Заучивать потешки.
- Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приёму пищи и т. д.
Занятия строим на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываем усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. На занятии создаём условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения – что-то подтвердить или возразить ( хотя бы используя набор самых простых слов: «да», «нет», «так», «вот-вот» и т. п., но эта речевая активность возникает только в том случае, если дети заинтересованы занятием.
Стараемся вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста, пытаемся заразить воспитанника своим настроением. Предлагаем ребёнку включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.).
Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.
Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.
На занятиях используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, чёткие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала.
На занятиях используем приём инсценирования произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания.
Также в работе используем приём действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Прием действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.
При разучивании потешек используем не только действия с игрушками, но и кукольный театр.
Используем малые формы фольклора не только на занятиях по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем её приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьёт», «Курочка в сапожках избушку метёт». На занятии лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
На рисовании рисуем «колобок». Для того, чтобы использовать положительный настрой к занятию используем загадку, обыгрываем песенкой.
Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
Предполагаемый результат:
- Обогащение группы дидактическим материалом по развитию речи.
- Оформление уголка ряжения и пополнение его.
- Оформление картотеки фольклорных, дидактических игр с детьми младшего возраста.
- Разнообразить работу с родителями проведением совместных фольклорных развлечений для детей.
- Развитие коммуникативных отношений.
Выводы.
Работая с детьми младшего возраста, мы увидели, что на занятиях и в режимные моменты, речь детей становиться внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивать четверостишия, могут поделиться информацией, пожаловаться на что либо, сопровождать речью бытовые и игровые действия. Народные праздники соединяют в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств.
Развитие речи в дошкольном возрасте (овладение родным языком) представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.
В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует.