Елена Терпелова
План работы по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Публикация «План работы по самообразованию „Сказка как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка — это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Данная проблема позволила определить тему исследования – СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Цель – изучение влияния сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с сказками;
- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок, определение эффективности использования сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Методы исследования
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).
- анкетирование и беседа с родителями.
Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования –сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:
-знакомство с содержанием сказки;
- вовлечение детей в деятельность;
- инсценировка сказки
Методы ознакомления со сказкой :
- чтение воспитателя;
- рассказывание;
- дидактические игры;
- литературные викторины
Приемы формирования восприятия сказки :
-выразительность чтения;
- повторность чтения;
-выборочность чтения;
- драматизация сказки;
-просмотр иллюстраций
Этапы работы со сказкой
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети по9няли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
- Конспект учебно - игрового занятия на тему:
«Цветик-семицветик»
- игры-викторины по произведениям К. И. Чуковского
- Доклад «Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста
(выступление на родительском собрании)
- Пополнение театрального уголка плакатами, настольными играми, сказками на магнитах.
-Создание альбома «Вежливые слова», «Добрые поступки».
Перспективный план работы
по самообразованию на 2020–2021гг. по теме:
«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
Месяц Тема занятия Задачи Совместная деятельность
педагога с детьми
Сентябрь Знакомство детей со сказкой «О мертвой царевне и о семи богатырях»
Рассказать об источниках зла : зависти, гордости, своенравии, злости; раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку; воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия Творческое задание:
Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна или ее мачеха (предлагается контурное изображение). Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя.
Октябрь Воспитание любви к родителям через сказку «Василиса Прекрасная»
Воспитывать почтительное отношение к родителям; рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью; раскрыть значение родительского благословения. Беседа по содержанию;
пересказ отрывков сказки
Ноябрь «Сказка о золотом петушке»
Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу. Рисование по сказке
Декабрь Знакомство со сказкой «Мороз Иванович»
Воспитание чуткости, честного отношения к труду: лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются людьми. Формирование способности давать оценку художественным образам сказки. Чтение по ролям отрывка сказки,
Обсуждение главного героя сказки
Январь Знакомство со сказкой «Снегурочка» Воспитание доброжелательности и сочувствия. Формирование способности детей всесторонне характеризовать главный персонаж сказки.
Показ фильма сказки «Снегурочка» дистанционно
Февраль Знакомство со сказкой «По щучьему веленью» Воспитание благодарности за хорошие дела и поступки Беседа по содержанию
Март «Сказка о старике и рыбки» Знакомство детей с таким качеством нравственного воспитания как скупость, жадность Творческое задание:
Изобразить хорошее и плохое через рисунок. Описать главных героев сказки через рисунок
Апрель Знакомство со сказкой «Никита – Кожемяка Воспитывать в детях такое качество как милосердие. Беседа по содержанию
Май «Сказка Золушка на новый лад» Воспитывать в детях трудолюбие, упорство.
Драматизация сказки
Работа с родителями
Сентябрь Консультация: «Роль книги в нравственном воспитании детей» Обозначить роль книги в формировании нравственных качеств личности ребёнка.
Родители
Октябрь Игра-викторина «Кто лучше знает сказки К. И. Чуковского Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, пополнять литературный багаж сказками, стихотворениями, потешками, загадками. Продолжать совершенствовать художественно-исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Дети
Ноябрь Создание альбома «Вежливые слова»,
«Добрые поступки», Формировать гармоничные детско-взрослые отношения в процессе общения и совместной деятельности: Воспитатели, родители
Декабрь Буклеты для родителей «Как превратить чтение в удовольствие» Помочь родителям в обучении ребенка чтению. Родители
Январь Выставка детских рисунков «Рисуем сказку» Создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье
Родители, дети
Февраль
Выступление на родительском собрании на тему Доклад «Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Познакомить родителей со значением сказки, являющейся действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников
Родители, воспитатели групп
Март Анкетирование для родителей
Поговорим о нравственности
Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье; формировать умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
Родители
Апрель Конкурс на лучшую книгу своими руками «Необычная книжка»
Выявление, детей, увлеченных литературно- художественным творчеством и изобразительным искусством. • Организация интересного и полезного досуга детей и родителей Родители, дети
Май Учебно – игровое занятия на тему:
«Цветик-семицветик»
Познакомить детей с художественным произведением В. Катаева "Цветик семицветик". Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини. Дети, воспитатели
Работа с педагогами
Декабрь Открытое занятие: Сказка как средство духовно-нравственного воспитания
Январь
Февраль
Март Провести консультацию для педагогов на тему «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Апрель
Май
Продолжить изучение темы с помощью научной литературы.
Шорохова О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» ….
В книге предлагается авторская Программа развития языковой личности ребенка.
Представлены два направления работы с Дошкольниками : сказкотерапии (для всех
возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего
дошкольного возраста). Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию
словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению
репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и
последующего придумывания собственных сказок и их драматизации.
Шарыгина Т. А. «Вежливые сказки» ….
В пособии представлены занятия, построенные на анализе поступков героев авторских сказок. В доступной и увлекательной форме дети усваивают социальные нормы и правила, приобретают навыки культурного поведения.
В мае провести самоанализ плана по самообразованию
Срок реализации: начало работы по теме 01.09.2020 по 31.05.2021гг.
Список литературы:
• Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16
• Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.
• Шорохова О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М., 2006.
• Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника», Просвещение,
• Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996
• О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика –синтез., Сфера. 2003
• Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам : Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. М. Просвещение, 1982
• Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
• Шарыгина Т. А. «Вежливые сказки»
• Божова Л. И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
• Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.