Казакова Юлия Сергеевна
План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ детский сад «Теремок» п. Красногвардеец
Подготовила: Казакова Ю. С.
2021-2022 учебный год
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Задачи:
• Изучить психолого-педагогические особенности и специфику сенсорного развития детей раннего возраста.
Публикация «План работы по самообразованию „Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
• Изучить различные техники и технологии нетрадиционного рисования.
• Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования.
• Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
• Организовать и провести мониторинг по сенсорному развитию воспитанников.
• Создать условия для сенсорного развития детей раннего возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
• Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
• Организовать взаимодействие с родителями по вопросам обучения детей нетрадиционным техникам рисования.
• Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
• Изучить литературу по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
№
п/п Тема для изучения Содержание деятельности Срок
реализации Практический выход
1 Обучение по теме самообразования
- прохождение курсов повышения квалификации;
- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;
- изучение опыта других педагогов по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста посредством ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. сентябрь Изучение
2 Ознакомление с научной и методической литературой по теме
1. Изучить методические пособия и программы:
2. Рожков О. П., Дворова И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни : Московский психолого-социальный институт, 2007;
3. Петрова И. В., Лиханова Т. И., Присяжнюк С. А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012;
4. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М. : Цветной мир, 2012;
5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017;
6. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М. :Просвещение, 2004 г.
7. Изучить и проанализировать современные подходы ознакомления и обучения дошкольников нетрадиционным техникам изодеятельности :
1) Нетрадиционные художественные техники. Выпуск № 6. 2008 год.
Научно-методический журнал № 6. 2008;
2) «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М. : Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2;
3) Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008;
4) Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2006;
5) Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004;
- разработать дидактические игры на основании методических пособий:
1) Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М. : Карапуз, 2010;
2) Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. : Мозаика-Синтез, 2005;
3) Лыкова И. А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М. : Цветной мир, 2015;
4) «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т. Я., - М. :Просвещение, 2001. октябрь изучение
4 Создание развивающей предметно-пространственной среды. - оформление в группе развивающих зон сенсорной направленности : «Юные художники», «Экспериментальная мастерская»;
- оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм;
- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:
подбор специальных книг, альбомов, журналов, энциклопедий; подбор раздаточного и демонстрационного материала по теме;
- пополнение видеотеки по сенсорному и художественно-эстетическому развитию детей. Ноябрь изучение
5. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Разработать учебно-методический комплект, включающий:
- дидактические игры и игровые упражнения: «Волшебные картинки», «Цвета вокруг нас», «Подбери цвет», «Художники-волшебники», «Наряди елочку», «Радуга», «Подбери краски», «Волшебные картинки», «Собери букет» и др. ;
- игровые обучающие ситуации и упражнения-тренинги «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Поможем художнику», «Придумай сам», «Составь из частей», «Волшебные картинки»,
«Составь портрет» и др.
- развивающие игры «Игра в цвета», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Нарисуй иначе», «А если бы …» и др. ;
- конспекты НОД «Волшебные пальчики», «Незнайка-художник», «Веселые краски» и др. ;
- развлечения, праздники «В гостях у художника», «Палка, палка, огуречик …»;
- пальчиковые игры «Волшебные бусы», «Елочка», «Курочка», «Мышки», «Пальчики», «Сорока-белобока», «Цветок» и др. Декабрь Изучение
6. Проектирование деятельности - разработка проектов на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности: «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»;
- разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования. Январь-февраль Изучение
7. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования представление опыта в форме:
- проектов «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»;
- презентаций «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования», «Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию детей»;
- выступлений «Природный материал как средство для нетрадиционных техник рисования», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по сенсорному развитию»;
- проведения непосредственно образовательной деятельности;
- публикаций «Развитие художественного творчества детей раннего возраста в условиях ДОУ», «Активные методы взаимодействия с детьми раннего возраста в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования». март изучение
8. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования проведение совместно с родителями и для родителей:
- образовательных мероприятий «Рисуем вместе», «Веселые карандаши»;
- развлечений и досугов «Семь цветов радуги», «Праздник рисования» и др. ;
- мастер-классов «Пальчиковые игры для детей», «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»;
- собраний в клубе «Родительская школа». апрель Проведение
9.
Описание и обобщение деятельности по теме самообразования - представление опыта в форме презентаций «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования», «Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию детей»;
- публикаций «Развитие художественного творчества детей раннего возраста в условиях ДОУ», «Активные методы взаимодействия с детьми раннего возраста в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования».
Май
Показ презентации
Научная и методическая литература:
1. «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии «Искусство – детям», М. : Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». - М. : Просвещение, 2004.
4. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. : Мозаика-Синтез, 2005.
5. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
6. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М. : Карапуз, 2010.
7. Лыкова И. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М. : Цветной мир, 2014.
8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.
9. Лыкова И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы. – М. : Цветной мир, 2015.
10. Лыкова И. А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М. : Цветной мир, 2015.
11. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М. : Цветной мир, 2012.
12. Лыкова И. А. Я леплю свою лошадку. – М. : Карапуз, 2012.
13. Нетрадиционные художественные техники // Научно-методический журнал, № 6, 2008.
14. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб. : «Детство-Пресс», 2012.
15. Петрова И. В., Лиханова Т. И., Присяжнюк С. А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. : Сфера, 2012.
16. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
17. Рожков О. П., Дворова И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни : Московский психолого-социальный институт, 2007.
18. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.
19. Шайдурова Н. В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М. : ТЦ «Сфера», 2008.