Елена Горбунова
Педагогический проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие речи детей средствами устного народного творчества»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Публикация «Педагогический проект „Развитие речи детей средствами устного народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Возраст детей : 3 – 4 года.
Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, потешках являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки.
Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней.
Наш проект реализуется во всех видах деятельности и включает интеграцию образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация».
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет огромную роль. Поэтому, в работе проекта активное участие принимают родители.
Цель: Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства.
Задачи:
Образовательные:
Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками, потешками.
Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности.
Формировать умение пересказывать сказки.
Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
Привлекать детей к воспроизведению образов (инсценировки, драматизация).
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.
Развивающие :
Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т. д.);
Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами» (работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств).
Воспитательные:
Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;
Воспитывать у детей уважение к самому себе;
Пробуждать интерес к сказкам;
Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : инсценировка русской народной сказки «Теремок».
Ожидаемые результаты проекта :
• Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
• Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
• Формирование коммуникативных способностей детей
• Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Методы и приёмы, используемые на проекте :
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Краткое содержание проекта :
1 этап.
— Изучение литературы: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей;
— Работа с родителями: донести до сведения родителей важность использования устного народного творчества в развитии речи детей
2 этап.
Работа с родителями:
Воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
1. Консультация «Что и как читать детям», «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
2. Привлечение родителей к участию в выставке рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой».
3. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.
4. Конкурс на лучшую книжку-малышку по сказке «Колобок».
3 этап.
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
4. Рисование по мотивам русской народной сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».
5. Обыгрывание сказки «Колобок», «Заюшкина избушка» с помощью настольного театра.
6. Разгадывание загадок о сказках, героях сказок. Знакомство и обыгрывание потешек.
7. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».
8. Организация выставки рисунков по сказкам.
9. Пересказ прочитанных сказок.
10. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.
11. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
12. Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка». Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:
дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
13. Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».
14. Аппликация «Колобок».
15. Настольный театр по сказке «Теремок».
16. Моделирование сказки «Репка» на фланелеграфе.
17. Изготовление книжки – самоделки по сказке «Колобок».
18. Изготовление папки-раскладушки «Использование потешек в воспитании культурно-гигиенических навыков».
19. Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок» : чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные.
20. Инсценировка русской народной сказки «Теремок».
Результат:
1. Дети познакомились со сказками, потешками.
2. Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
3. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.
4. Дети были участниками инсценировок и кукольных спектаклей.
5. Работа над проектом способствует развитию диалогической речи, творческих способностей, развивает фантазию и воображение детей, побуждает детей и их родителей к активному участию в театрализации, стимулирует эмоциональное восприятие детьми сказки, потешек, пополняет лексический словарь, обогащает предметную среду группы, улучшает взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой, воспитывает партнёрские отношения.
Список литературы:
1. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. - М., 2006.
2. Доронова Т. Н. Играем в театр. М. : Просвещение, 2000.
3. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости / авт. - сост. Пяткова Л. П. - Волгоград, 2013 3. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М., Мозаика-Синтез, 2012 4.
4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013.