Марина Архипова
План работы по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Цель:
- создавать условия для исследовательской активности детей; поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Задачи:
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- способствовать воспитанию самостоятельности.
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».
Перспективный план самообразования педагога :
Взаимодействие
воспитателя с родителями
В течение года.
1. Подбор методической литературы по теме.
2. Изучение методической литературы.
3. Разработка серии конспектов занятий по экспериментированию.
Пополнение
«Уголка экспериментирования»
сентябрь
1. Постановка целей и задач по данной теме;
2. Составление перспективного плана по теме самообразования.
Наблюдение за детьми.
Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей.
октябрь
Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов с песком.
Исследование свойств песка во время игровой деятельности на прогулке.
Опыты с песком.
Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
ноябрь
Создание картотеки опытов и экспериментов с воздухом для детей.
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.
Опыты с воздухом.
Памятка для родителей «Я познаю мир»
декабрь
Создание картотеки опытов и экспериментов с водой для детей (снег, лед) :
1. Вода при замерзании расширяется.
2. Замерзшая вода.
3. Тающий лед.
4. Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе.
Опыты с водой
(снег, лед)
Папка –передвижка «Опыты с водой»
Фотовыставка “Экспериментируем с водой дома”
январь
Размещение картотеки в
уголок
экспериментирования
«Опыты с магнитом»
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.
Опыты с магнитом
Проведение индивидуальных консультаций
и бесед с родителями
февраль
«Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой.
Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»
Родительское собрание “Детское экспериментирование, что это такое?”.
март - апрель
Оформление огорода на подоконнике.
Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.
Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте»
Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»
май
Отчет о проделанной работе по теме самообразования. Выступление на итоговом педагогическом совете. (Презентация)
Исследование свойств глины во время игровой деятельности на прогулке.
Опыты с глиной.
Самостоятельное экспериментирование детей.
Фотовыставка «Юные исследователи»
Консультация
«Научите ребенка любить живую природу».