елена семенова
План психологического сопровождения ребенка в рамках ГБУ до цппмсп
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок : мальчик, 6 лет. Посещает дошкольное образовательное учреждение. Готовиться к школе.
Особенности семьи: полная семья. Младший брат 4 года. В данном случае повреждение ЦНС (энцефалопатия) произошло вследствие осложнений родового акта – получена травма. Как следствие – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Особенности ребенка : Интеллект соответствует средней возрастной норме. Речевая активность соответствует возрастной норме. Эмоционально-волевая сфера нестабильна. Продуктивная деятельность непродолжительна. Свойства внимания развиты недостаточно.
Публикация «План психологического сопровождения ребенка в рамках ГБУ до цппмсп» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Основная задача сопровождения – формирование навыков планирования и контроля, основанная на работе с числовым рядом.
Овладение числовым рядом – не только необходимое звено, но фундамент начального учебного процесса. Умение упорядочить объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (т. е. найти их место в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых, необходимых в практической жизни культурных навыков человека. Числовой ряд позволяет вынести программу действий вовне, организовать совместные действия педагога и ученика, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают широкие возможности дозированно усложнять требования к программированию и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка.
Предлагаемый план сопровождения включает этапы :
- совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции психолога. На этом этапе программирование и контроль обеспечиваются психологи
- совместное пошаговое выполнение действий по наглядной программе. На этом этапе программирование и контроль разделяются между психологом и ребенком. Педагог организует следование программе и контрольные действия ребенка – сличение результата с программой
- совместное выполнение действий по наглядной программе с переходом от пошаговой к более свернутым формам реализации программы. На этом этапе роль психолога в программировании и контроле сокращается
- самостоятельное выполнение действия по интериоризованной (усвоенной) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях. Ребенок самостоятельно выполняет и контролирует свои действия. Психолог следит, обращается ли ребенок при затруднениях к наглядной программе
- самостоятельное выполнение действий по внутренней программе или перенос ее на новый материал. Возможность переноса контролируется психологом.
1 консультация. Цели: выявление уровня владения ребенком элементарными навыками счета; диагностика возможности следования инструкции; закрепление представления об упорядоченной последовательности; проверка возможности выкладывания ряда картинок с увеличивающимся числом действующих лиц; закрепление соотнесения числа и цифры; закрепление представления о цифровом ряде; закрепление образов цифр; отработка рядов до 5 и до 10в прямом и обратном порядке; закрепление написания цифр
Консультация проходит с заданиями на бланках. (4-5 бланка)
2 консультация. Цели: актуализация прямого и обратного рядов как подряд, так и избирательно с заданного числа; тренировка зрительного внимания; закрепление натурального ряда чисел, а также четного и нечетного рядов; упражнение зрительно-моторных координаций
Консультация проходит с заданиями на бланках. (4-5 бланка)
3 консультация (контрольная). Цели: расширение программы работы с цифровым рядом; введение пройденного в социально-значимый контекст; контроль выполнения
Консультация проходит с заданиями на бланках. (4-5 бланка)
4 консультация. Цели: отработка пошагового выполнения программы, вынесенной вовне; тренировка зрительно-моторных координаций; закрепление цифрового ряда и графических образов цифр; отработка интериоризации программы отыскивания цифр по порядку в таблице со случайным их расположением; постепенная интериоризация программы следования по маршруту; тренировка произвольного внимания, избирательности, переключения, контроля
Консультация проходит с заданиями на бланках. (4-5 бланка)
5 консультация. Цели: дальнейшая интериоризация программы отыскивания цифр; повышение мотивации к выполнению задания через работу в группе; тренировка длительного удержания внимания; работа по программе с учетом двух признаков (номер по порядку и цвет); упражнение ориентировки в пространстве
Консультация проходит с заданиями на бланках. (4-5 бланка)
6 консультация (контрольная). В отличие от предыдущих заданий, это выполняется не в игровой форме. Цели: контроль возможности следования программе расположения цифр от 1 до 10
7 консультация. Цели: выработка навыка абстрагирования количества; закрепление соответствия числа и цифры; тренировка произвольного внимания; тренировка графических навыков и навыков переключения; отработка навыков самостоятельного действия по программе, заданной образцом; тренировка избирательности действия; закрепление зрительных образов и навыков написания цифр
Консультация проходит с заданиями на бланках. (4-5 бланка)
8 консультация. Цели: пошаговое выполнение новой программы Обратный порядок; перенос навыков действия в соответствии с программой; тренировка зрительного внимания и зрительно-моторных координаций; закрепление работы с обратным рядом
Консультация проходит с заданиями на бланках. (4-5 бланка)
9 консультация. Цели: тренировка произвольного внимания, его распределения, самоконтроля, оттормаживания импульсивных реакций; закрепление работы по программе с параллельными рядами; отработка в речевом плане программы действия с параллельными рядами;
10 консультация. (контрольная) Цели: тренировка навыка анализа; тренировка контроля своих действий в соответствии с программой; контроль действия по интериоризованной программе счетного ряда с фиксацией времени.
Ожидаемый результат: такая детальная отработка процесса интериоризации приведет ребенка к активному владению новым материалом и новыми навыками. Есть мнение, что пошаговый контроль как способ управления вниманием и деятельностью детей может оказать отрицательное воздействие на формирование произвольности. Это действительно так, если специально не организуется переход от пошагового контроля к самостоятельному выполнению и контролю.