Ирина Юркина
Сообщение к педсовету «Охрана психологического здоровья дошкольников посредствам повышения комфорта пребывания ребенка в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана психологического здоровья дошкольников посредствам повышения комфортности пребывания ребенка в ДОУ.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие,- предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Психология. Работа психолога
- Темочки
Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.
В своей работе мы руководствуемся нормативными документами: «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребенка», «Положение МДОУ», Устав ДОУ.
Цель: создать в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни». А также использование в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и всестороннему развитию. Педагогическую деятельность строить в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.
Главные составляющие здорового образа жизни дошкольников являются:
Эколого-гигиенические условия
Правильное питание
Психологический комфорт
Рациональный распорядок дня
Оптимальный двигательный режим
Адекватная особенностям здоровья каждого ребенка система закаливания.
Показатели психологического комфорта детей:
1. Устойчивое бодрое состояние;
2. Доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
3. Высокий физический тонус,
4. Отсутствие тревожности;
5. Высокие показатели адаптивности;
6. Хороший сон и аппетит;
7. Высокая познавательная и творческая активность;
8. Отсутствие агрессии,
9. Низкая заболеваемость;
10. Дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми.
В группах создавать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно.
Для достижения поставленной цели необходимо:
• организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.
• создать условия для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; -формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий:
Здоровье психологическое Здоровье физическое
Здоровье нравственное Здоровье социальное
Физический аспект – характеризуется уровнем физического развития, отношением к своему здоровью как к ценности.
Психический аспект – включает в себя личностные категории и характеризуется уровнем развития психических процессов со степенью регуляции эмоционально-волевой сферы.
Социальный аспект – определяет степень социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок к всесторонней активности в социуме.
Нравственный аспект – подразумевает нравственную ориентацию личности, ее менталитет по отношению к самому себе, природе, обществу.
Средства здоровьесберегающих технологий (элементы движений – ходьба, бег, прыжки, метание; физические упражнения, физкультминутки, ЛФК, подвижные игры, гимнастика, массаж).
Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности, как в детском саду, так и в семье.
Слагаемые психоэмоционального благополучия.
Проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро.
Одним из направлений является создание для детей комфортного психологического климата.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.
На эмоциональное благополучие детей влияют и семейные отношения, полноценность семьи, методы и приемы воздействия на ребенка как в семье, так и в дошкольном учреждении, то есть формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире.
«Факторы риска психоэмоционального здоровья и благополучия ребенка - дошкольника»
Их можно разделить на две группы:
• средовые (сюда входят неблагоприятная семейная обстановка или психотравмирующие ситуации в детском саду);
• субъективные (характер, темперамент, самооценка).
Формирование психоэмоционального здоровья происходит под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Для ребенка очень важна спокойная доброжелательная атмосфера, внимание и понимание родителей и воспитателей.
Какие же условия необходимы для эмоционального развития детей?
1. Обеспечение психологической безопасности ребенка.
2. Игровая деятельность
3. Театрализованная деятельность
4. Социально-коммуникативное развитие: занятия, игры, упражнения, психологические речевые настройки.
Деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.
В связи с эти можно выделить следующие условия:
1). Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;
2). Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;
3). Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком.
Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.
4). Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.
5). Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.
6). Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.
Следует помнить, если мы хотим видеть подрастающее поколение дружным, радостным и здоровым, для этого необходима единая нравственно-здоровая среда. И поможет нам в этом тезис: «Чтобы помогать детям становиться лучше, необходимо самим становиться такими, какими мы хотим видеть их».