Светлана Попова
Психологическая поддержка как необходимое условие социализации ребенка в рамках реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Реалии современного образования требуют качественно нового подхода к деятельности педагога дошкольного учреждения. Программы подготовки педагогов в ВУЗах и колледжах предусматривают изучение психологических особенностей детей, формирование умений общаться с ними. Однако часто эти знания и умения так и остаются на уровне теории. А эта проблема снижает качество деятельности педагогов в направлении социализации и индивидуализации ребенка. Несмотря на обилие информации о воспитании и развитии детей (книги, телевидение, Интернет) родители также испытывают затруднения в этой сфере.
Публикация «Психологическая поддержка как необходимое условие социализации ребенка в рамках реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Важную роль в социализации детей детского сада играет взаимодействие воспитателей, специалистов учреждения, родителей с педагогом-психологом. Нами представлена модель психологической поддержки процесса социализации и индивидуализации ребенка.
В образовательном процессе педагог-психолог является координирующим звеном между педагогом и ребенком. Изначально предполагается, что воспитатель сам решает встающие перед ним задачи социализации ребенка, а при необходимости консультируется с психологом либо прибегает к помощи консилиума, в который входят все узкие специалисты, старший воспитатель и опытные воспитатели. В такой ситуации педагог должен владеть как можно более широким арсеналом психологических средств общения с детьми. Задаче расширения репертуара эмоциональных и поведенческих реакций служит ежегодный семинар-практикум для педагогов, длящийся один месяц с периодичностью встреч 1 раз в неделю. На занятиях с элементами тренинга включается теоретический блок с изучением различных приемов общения с детьми, стратегий поведения в конфликте. Практический блок содержит упражнения на распознавание эмоций, отработке навыков активного слушания, гибкого реагирования в конфликтных ситуациях. Живой отклик у педагогов вызывает обсуждение трудных случаев из повседневной жизни детского сада.
Обсуждая насущные проблемы деятельности педагогов, часто от опытных воспитателей слышу такое мнение, что социализация и индивидуализация были всегда. Что же нового предлагают нам ФГОС ДО? Это гибкий и творческий подход к проблемам воспитания и развития ребенка. Если внимательно перечитать стандарты, то находим строчки о внимательном и чутком отношении к эмоциям и чувствам детей, недирективность в выборе средств деятельности ребенком. Вот это самое сложное в образовательном процессе. Ведь легче и проще давать директивные указания малышам, что взять, как сделать, невзирая на его желания и потребности. Проблема гибкого реагирования, используя в зависимости от ситуации то директивные, то недирективные методы, имеется в любом педагогическом коллективе. Работаем над этим и мы.
Практическое задание.
Вызывается один доброволец и разыгрывается ситуация по ролям РЕБЕНОК - ВОСПИТАТЕЛЬ. Нужно недирективно отреагировать на слова ребенка.
Ситуация. Конструирование. Изготовление рыбки из пластилина.
РЕБЕНОК. Ольга Ивановна, помогите мне.
Действия и слова Ольги Ивановны.
Рефлексия.
- Сразу ли пришли нужные слова?
- Что почувствовали?
А теперь хотелось бы рассказать о системе психологической поддержки родителей воспитанников. Начинается работа с первого общего собрания родителей новых малышей, на котором даются общие рекомендации по облегчению адаптации. В конце желающим предлагается записаться на занятие с элементами тренинга, где будут обсуждаться проблемы адаптации ребятишек. Чаще всего это отучение от соски, памперса, приучение к горшку, истерики и капризы детей. Занятие проводится в субботу, длится 3 часа. Данные занятия пользуются неизменным успехом. Отзывы родителей можно прочитать на нашем сайте.
В каждой группе 1-2 раза в год педагог – психолог участвует в родительском собрании, где обсуждаются типичные возрастные трудности:
- капризы, истерики, негативизм в младшем возрасте;
- непослушание, агрессивность, развитие воображения в среднем возрасте;
- вранье, воровство, онанизм, подготовка к школе в старшем возрасте.
Традиционной формой работы становится в нашем детском саду проведение Недели психологии, приуроченной к Всемирному дню психического здоровья. Участвуют в мероприятиях дети, родители, воспитатели. Обязательно оформляется главный вход сада, в групповых комнатах вешают экраны настроения, в которых родители и дети ежедневно отмечают свое эмоциональное состояние. Для групп детей организуются инсценировки сказок, показывающих различные образцы общения; игры –путешествия с заданиями на взаимодействие друг с другом; упражнения на принятие непопулярных детей; игры на расслабление и снятие напряжения.
Практическое задание.
Игра «Король (королева)».
Инструкция. Выбираем непопулярного ребенка. Садим на трон. И дети по очереди говорят ему приятные слова. Итак, у нас королева Ирина. Давайте хвалить ее, говорить комплименты. И не только по поводу внешности, но и внутренних качеств.
Рефлексия.
- Ирина, что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?
Для родителей проводится занятие по обсуждению насущных проблем семейного воспитания. Обычно приходят 10-12 человек, очень заинтересованных, активных, и всегда мы получаем позитивные отклики.
Для педагогов тренинговые занятия посвящены обучению способам снижения негативных последствий стресса, которым воспитатели потом обучают детей.
В конце хотелось бы сказать о том, что система работы по социализации и индивидуализации детей сложна, имеет много трудностей, но и приносит удовлетворение педагогическому коллективу в случаях интересных находок и удач.