Чурсинова Анастасия
Рабочая программа психологического сопровождения личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание рабочей программы психологического сопровождения личности дошкольника разработана в соответствии с ООП ДО с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) в соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Публикация «Рабочая программа психологического сопровождения личности дошкольника» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Ведущими целями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответ-ствии с возрастными и индивидуальными особенностями подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям : психодиагностика, психокоррекция, психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель программы : психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Задачи программы :
- своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития;
- содействие полноценному психическому и личностному развитию детей;
- изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления;
- оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе);
- содействие повышению психологической компетентности педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников;
налаживание взаимодействия и взаимопонимания между участниками педагогического процесса.
Календарно-тематическое планирование по программе В. Л. Шарохиной
«Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе»
Цель программы : Коррекция и развитие познавательных способностей.
Возрастная группа: дети 3-4 лет.
Продолжительность: 15 минут. Оптимальное количество детей в группе – 8 человек.
Дата №
занятия
Цель занятия
Ноябрь
Занятие №1 1. Развитие зрительного восприятия.
2. Закрепление словесного обозначения величин и навыков счета.
3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.
4. Развитие внимания, памяти, речи.
Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Занятие №2 1. Развитие зрительного восприятия.
2. Развитие мышления (группировка предметов по цвету и величине)
3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, упражнение в согласовании прилагательных с существительными, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них).
4. Развитие внимания, памяти, моторики.
5. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии.
Занятие №3 1. Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма).
2. Закрепление навыков счета.
3. Развитие мышления и воображения.
4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
5. Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.
6. Развитие мелкой моторики.
7. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения
Занятие №4 1. Развитие внимания и восприятия.
2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование
грамматического строя, развитие связной речи).
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями взрослого.
5. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Декабрь Занятие №5 Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма).
2. Закрепление навыков счета.
3. Развитие мышления и воображения.
4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
5. Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.
6. Развитие мелкой моторики.
7. Совершенствование навыков общения.
Занятие №6 1. Развитие зрительного восприятия.
2. Развитие мышления (группировка предметов по цвету и величине)
3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, упражнение в согласовании прилагательных с существительными, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них).
4. Развитие внимания, памяти, моторики.
5. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии.
Занятие №7 1. Развитие зрительного и тактильного восприятия.
2. Развитие внимания, памяти и мышления.
3. Развитие навыков счета.
4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Совершенствование навыков общения.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Февраль Занятие №1 2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие мышления и зрительной координации.
4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Занятие №2 1. Развитие зрительного и слухового восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие зрительной памяти, речи и мышления.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Занятие №3 1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование невербальных средств общения.
6. Воспитание нравственно-волевых качеств.
Март Занятие №1 1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие зрительной памяти.
4. Развитие речи и мышления.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Развитие эмоциональной сферы.
7. Совершенствование коммуникативных навыков.
Занятие №2 Развитие восприятия и воображения.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Развитие эмоциональной сферы.
6. Совершенствование коммуникативных навыков.
Занятие №3 Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Развитие способности эффективно взаимодействовать в общении, совершенствование творческих способностей.
Занятие №4 1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и воображения.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Апрель Занятие №1 1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие общей и мелкой моторики
5. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Занятие №2 Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и воображения.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Занятие №3 Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и воображения.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Календарно-тематическое планирование по программе В. Л. Шарохиной
«Коррекционно-развивающие занятия в средней группе»
Цель программы : Коррекция и развитие познавательных способностей.
Возрастная группа: дети 4-5 лет.
Продолжительность: Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью
20 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6 человек.
Дата
(месяц) № Тема занятия Цель занятия Кол-во часов
Ноябрь 1 Занятие №1 1. Развитие зрительного восприятия.
2. Совершенствование навыков счета.
3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие внимания, памяти.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Совершенствование навыков общения.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 1
2 Занятие № 2 1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма).
2. Развитие целенаправленного внимания.
3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и
навыков связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Воспитание нравственно-волевых качеств.
6. Совершенствование навыков общения.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 1
3 Занятие № 3 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие памяти.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Совершенствование навыков общения.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 1
4 Занятие № 4 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи ( активизация и обогащение словарного запаса по темам:
«Осень», «Фрукты», «Овощи»;
совершенствование грамматического строя навыков связной речи).
4. Развитие двигательных навыков.
5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим.
Декабрь 5 Занятие № 5 1. Развитие зрительного и тактильного восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса,
совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие воображения и творческого потенциала.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. 1
6 Занятие № 6 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие мелкой моторики.
5. Совершенствование коммуникативных
навыков. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим 1
7 Занятие № 7 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики.
5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями сверстника.
6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 1
8 Занятие № 8 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование навыков общения.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Февраль 1 Занятие № 1 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование коммуникативных
навыков. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. 1
2 Занятие № 2 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование коммуникативных
навыков. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. 1
3 Занятие № 3 1. Развитие восприятия (величина, форма, цвет).
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование коммуникативных
навыков. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. 1
4 Занятие № 4 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование коммуникативных
навыков. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. 1
Март 5 Занятие № 5 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование коммуникативных
навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
6 Занятие № 6 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие восприятия и воображения.
3. Развитие внимания и наблюдательности.
4. Развитие речи и мышления.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Совершенствование коммуникативных
навыков. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. 1
7 Занятие № 7 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие речи и мышления.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Развитие эмоциональной сферы.
6. Совершенствование коммуникативных
навыков, воспитание волевых качеств. 1
8 Занятие № 8 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие речи, мышления и воображения.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Развитие умения согласовывать свои
действия с действиями партнеров по
общению.
6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 1
Календарно-тематическое планирование по программе В. Л. Шарохиной
«Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе»
Цель программы : Коррекция и развитие познавательных способностей.
Возрастная группа: дети 5-6 лет старшей группы.
Продолжительность: Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью
25 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6 человек.
Дата
(месяц) № Тема занятия Цель занятия Кол-во
часов
Ноябрь 1 Занятие № 1 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
3. Развитие слуховой и зрительной памяти.
4. Совершенствование навыков счета.
5. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
6. Развитие общей и мелкой моторики.
7. Совершенствование коммуникативных
навыков. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. 1
2 Занятие № 2 1. Развитие зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Совершенствование элементарных
математических представлений.
4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса,
совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Совершенствование коммуникативных
навыков. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. 1
3 Занятие № 3 1. Развитие слухового и зрительного
Восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие слуховой и зрительной памяти.
4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса,
совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Совершенствование навыков общения.
Воспитание доброжелательного отношения
к окружающим. 1
4 Занятие № 4 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи расширение и
(активизация словарного запаса,
совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
1
Декабрь 5 Занятие № 5 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие речи и речи (расширение и
активизация словарного запаса, совершенствование грамматического
строя и навыков связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование коммуникативных
навыков. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. 1
6 Занятие № 6 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие речи и речи (расширение и
активизация словарного запаса, совершенствование грамматического
строя и навыков связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование коммуникативных
навыков. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. 1
7 Занятие № 7 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления речи (активизация и
обогащение словарного запаса,
совершенствование грамматического строя,
развитие связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование навыков общения.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 1
8 Занятие № 8 1. Развитие слухового и зрительного
восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления речи (активизация и
обогащение словарного запаса,
совершенствование грамматического строя,
развитие связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование навыков общения.
Воспитание доброжелательного отношения
к окружающим. 1
Февраль 1 Занятие № 1 1. Развитие внимания и восприятия.
2. Совершенствование навыков
монологической и диалогической речи.
3. Развитие мимики и пантомимики.
4. Развитие фантазии и воображения.
5. Развитие способности к глубокому
образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
6. Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
7. Формирование эмоционально-волевой
сферы и этических представлений. 1
2 Занятие № 2 1. Развитие внимания и восприятия.
2. Совершенствование навыков
монологической и диалогической речи.
3. Развитие мимики и пантомимики.
4. Развитие фантазии и воображения.
5. Развитие способности к глубокому
образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
6. Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
7. Формирование эмоционально-волевой
сферы и этических представлений. 1
3 Занятие № 3 1. Развитие внимания и восприятия.
2. Совершенствование навыков
монологической и диалогической речи.
3. Развитие мимики и пантомимики.
4. Развитие фантазии и воображения.
5. Развитие способности к глубокому
образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
6. Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
7. Формирование эмоционально-волевой
сферы и этических представлений. 1
4 Занятие № 4 1. Развитие внимания и восприятия.
2. Совершенствование навыков
монологической и диалогической речи.
3. Развитие мимики и пантомимики.
4. Развитие фантазии и воображения.
5. Развитие способности к глубокому
образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
6. Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
7. Формирование эмоционально-волевой
сферы и этических представлений.
1
Март 5 Занятие № 5 1. Развитие внимания и восприятия.
2. Совершенствование навыков
монологической и диалогической речи.
3. Развитие мимики и пантомимики.
4. Развитие фантазии и воображения.
5. Развитие способности к глубокому
образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
6. Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
7. Формирование эмоционально-волевой
сферы и этических представлений. 1
6 Занятие № 6 1. Развитие внимания и восприятия.
2. Совершенствование навыков
монологической и диалогической речи.
3. Развитие мимики и пантомимики.
4. Развитие фантазии и воображения.
5. Развитие способности к глубокому
образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
6. Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
7. Формирование эмоционально-волевой
сферы и этических представлений 1
7 Занятие № 7 1. Развитие внимания и восприятия.
2. Совершенствование навыков
монологической и диалогической речи.
3. Развитие мимики и пантомимики.
4. Развитие фантазии и воображения.
5. Развитие способности к глубокому
образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
6. Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
7. Формирование эмоционально-волевой
сферы и этических представлений. 1
8 Занятие № 8 1. Развитие внимания и восприятия.
2. Совершенствование навыков
монологической и диалогической речи.
3. Развитие мимики и пантомимики.
4. Развитие фантазии и воображения.
5. Развитие способности к глубокому
образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
6. Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
7. Формирование эмоционально-волевой
сферы и этических представлений. 1
палочками, развитие мелкой моторики рук 1
Занятие № 23 диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия; развитие фонематического восприятия. 1
Занятие № 24 тренировка умения работать по образцу;
развитие внимания и зрительно-моторной координации,
развитие речи, воображения и мышления. 1