Антонина Камазина
Проект «Развитие креативных способностей детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,
должно быть народным».
(К. Д. Ушинский)
Введение.
Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Публикация «Проект „Развитие креативных способностей детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.
В настоящее время, наряду с поиском современных моделей воспитания, всё больше возрастает интерес к народному творчеству, к истокам, корням, культуре, всему тому, что пришло к нам из глубины веков, в связи с этим, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка - дошкольника, в целом, как средство развития креативных способностей детей. Обратиться к истокам народного творчества нам поможет фольклор, с английского переводится буквально как «народная мудрость». Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. В связи с этим, исследование народного фольклора как источника креативного развития детей является актуальным.
Вид проекта : краткосрочный, познавательный.
Участники проекта : воспитанники группы, воспитатели, родители.
Цель проекта :
-воспитание всесторонне развитой, творчески активной личности,
-привитие детям любви к фольклору.
Объект: воспитательно-образовательный процесс развития креативных способностей детей.
Гипотеза: предполагаю, что развитие креативных способностей детей, посредством художественной литературы, будет эффективным при следующих условиях:
- учет возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
- системность, последовательность и целенаправленное использование фольклорного материала, в образовательном процессе;
- создание комфортных психолого-педагогических условий, способствующих формированию креативных способностей, обогащение предметно – развивающей среды.
На основании поставленной цели и выдвинутой гипотезы предполагается решение следующих задач:
- изучить педагогическую литературу по данному вопросу;
- на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть понятие фольклора, раскрыть его суть и виды, жанры;
- определить разнообразие детских фольклорных жанров и их возможностей в развитии креативных способностей дошкольников;
- изучить необходимость использования фольклора в развитии детей дошкольного возраста.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития креативных способностей, т. к. в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей, оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.
Одним из важнейших факторов креативного развития детей является создание условий, способствующих формированию их креативных способностей. На основе анализа работ Дж. Смита, Б. Н. Никитина можно выделить шесть основных условий успешного развития креативных способностей детей :
1. Раннее физическое развитие малыша : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение, затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
2. Создание обстановки, опережающей развитие детей : необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил, так способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка»
своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Процесс познания мира ребенком идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него).
4. Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
5. Оказание ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых.
6. Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе, взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий, необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни
Воспитание креативных способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Н. А Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, обогащают друг друга.
Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста, раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции, важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме.
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его креативных способностей. Задача
педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы креативной деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Фольклор же можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка - дошкольника, в целом, как средство развития креативных способностей детей. Хотелось бы сказать, что народное творчество является отличным материалом, опираясь на который будут развиваться креативные способности у детей дошкольного возраста. Народное творчество многогранно, интересно, красиво и достойно того, чтобы его изучали, помнили и знали.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Ожидаемые результаты:
-Ребенок использует полученные им знания и представления в разных видах деятельности: игре, конструктивной и продуктивной деятельности.
-Ребенок использует речь для выражения своих мыслей, желаний, эмоций.
-У ребенка развивается мелкая моторика, соответственно возрасту.
-Ребенок любознателен, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, развиваются креативные способности детей.
Ноябрь
Тема
Программные задачи
Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки; познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка».
Рассказывание сказки «Репка» Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой; учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
Заучивание
«Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи.», «Дождик, дождик, пуще…»
Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов.
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации
Чтение сказки «Гуси-лебеди»
Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
Для заучивания наизусть «Петушок-петушок…»
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для восприятия фразы.
С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Декабрь
Тема Программные задачи
Рассказывание русской народной сказки «Теремок», «Колобок» Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования; упражнять в словообразовании.
Ознакомление с малыми фольклорными формами
Продолжать знакомить детей с потешками, помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку «Расти, коса, до пояса»; учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки; упражнять в ритмичном и выразительном произнесении текста в народной игре «У медведя во бору»; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении песенок; использую структурно-логическую схему, учить составлять связные высказывания на заданную тему; активизировать глагольную лексику.
Чтение сказки «У страха глаза велики» Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
Заучивание «Заинька, попляши…», «Чики-чики-чикалочки…», «Ночь пришла», «Божья коровка».
Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
Заключение
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что процесс обучения «фольклору» связан с развитием эстетического и творческого потенциала личности. Фольклор в силу своего синкретизма создает условия для вовлечения детей в самую разнообразную творческую деятельность.
Фольклор рассчитан не только на распевание песен, но и на такие жанры как: частушки, хороводы, плясовые песни, которые развивают ритмичность, эмоциональность и раскрепощенность ребенка. Фольклор дает возможность усвоения игр на различных народных инструментах, а также и игры, в которых ребенок может освоить образ героя из сказок. Тем самым развивается и речь, и память, и дикция, и формирование моторики, и формирование нравственных черт, что ведет к развитию креативных способностей детей. Постепенно начинает формироваться умение двигаться по сцене, пластика, формируется патриотическое чувство любви к своему народу, к своей земле.