Ирина Малышева
Устное народное творчество в обучении математике детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Математическое развитие детей необходимо осуществлять и на занятиях, и в различных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи детей и общем их развитии являются основные произведения устного народного творчества и художественной литературы. Они помогают добиваться успехов в освоении учебного материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого педагог использует потешки, стихи, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.
Публикация «Устное народное творчество в обучении математике детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно. Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Безусловно, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их.
Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все увеличивая скорость (воспитатель в этом случае выступает в роли дирижёра).
Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.
Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В. И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”.
Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок (народные названия : счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.). Они несут познавательную, этическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым они чаще всего выступают, способствуют физическому развитию детей.
Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные, волшебные и литературные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, спереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Семь Симеонов» и т. д.).
Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т. д.). Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное, учит логически мыслить.
Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Мальвина угощала Пьеро и Буратино конфетами. Пьеро съел 2 конфеты, а Буратино – 1. Сколько всего конфет съели Пьеро и Буратино?».
В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Так, в результате решения задач-шуток у детей расширялось представление о величинах предметов и взаимосвязях, существующих между этими величинами.
Цель задач-шуток - содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.
Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся на занятиях по математике. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.
Для получения ответов на вопросы задач-шуток, во-первых, не требуется выполнять какие-либо арифметические действия, а нужно только объяснить правильные ответы. Во-вторых, в процессе работы над задачами по тем или иным причинам дети допускают ошибки и получают неправильные ответы, а, обнаружив самостоятельно или с помощью воспитателя в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами, исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Такая работа над задачами содействует развитию логического мышления детей, ибо приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.
Простота и занимательность сюжетов этих задач, парадоксальные ответы дошкольников на вопросы задач, а главное, осознание детьми допущенных ошибок способствуют созданию на занятиях прекрасной атмосферы легкого юмора, мажорного настроения у присутствующих и удовлетворения от получения новых знаний.
Использование произведений устного народного творчества и художественной литературы помогает педагогу в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т. д.
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Содержание произведений устного народного творчества и художественной литературы
1. Количество и счёт (стихи, потешки, загадки);
2. Порядковый счёт;
3. Занимательные задачи;
4. Зарядка для пальчиков;
5. Физкультминутки;
6. Считалки;
7. Пословицы и крылатые выражения;
8. Скороговорки.
1. Количество и счёт (стихи, потешки, загадки)
***
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать.
-Эй, вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы.
(К. Чуковский, Ёжики смеются)
***
Много игрушек
У нашей Алёнки!
Вот на дощечке
Четыре цыплёнка.
Дёрнет Алёнка
Шнурочек – и тут
Сразу четыре
Цыплёнка клюют.
Цыплята живут
У Алёнки два года,
Но, видно, они
Нехорошей породы.
Цыплята всё время
Клюют и клюют,
Но только обидно:
Совсем не растут!
(М. Антонева, Цыплята)
***
Есть один
Нос-курнос.
Это – раз.
Есть и парочка глаз,
Как у вас.
Раз и два.
А на курточке, смотри:
Пуговки пришиты три.
Раз, два, три.
А еще у меня есть кармашки –
Четыре,
А на них по ромашке
Мама вышила. Вот:
Раз, два, три, четыре.
Ну, а пальчиков пять.
Я могу сосчитать!
Раз, два, три, четыре, пять!
(А. Шахигян, Что у меня есть)
***
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Всё про Вареньку,
Всё про маленьку.
(русская народная потешка)
***
1 столбиком стоит,
Забавный на вид:
Сам в струнку, а на нём
Картуз с козырьком.
2 на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнёт –
Прямо лебедем плывёт.
3 колечком прежде было,
Да его, вишь, распилили.
Половинки две остались
И друг на дружку взобрались.
4 – как будто стул
Кто-то вдруг перевернул
И поставил вверх ногами.
Посудите-ка вы сами!
5 на серп очень похоже,
Всё ж для жатвы вряд ли гоже:
Серп бы пригодился вам,
Только… ручка пополам!
6 калачиком свернулось
И улиткой обернулось.
Равлик-павлик на дорожке…
Только где ж у него ножки?
7 совсем будто коса,
Да не острая она!
И черенок у неё длинный-
Предлинный!
8 кренделёк такой,
С мёдом, с маком и витой!
Только – чур! - друзья:
Есть его нельзя.
9 вроде как крючок,
Только для чего?
Не вполне похож, дружок,
Ну да ничего.
10 значит, что «конец -
И делу венец».
В виде подписи стоят
Столбик с бубликом в ряд.
(А. Шахигян, Какие они собой)
***
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый,
Три – котёнок самый умный,
А четыре – самый шумный.
Пять – похож на Три и Два –
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
(С. Михалков, Котята)
***
Шепчет ротик
-Эй, послушай,
Что ты носик, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил.
Грустный носик отвечает :
-Разве ты не замечал,
Глазок двое,
Ушек двое,
Две руки и две ноги.
Только мы живём с тобою
В одиночку, чудаки!
-Что ты, Носик,
Чем мы хуже?
Говорил тебе не раз:
Если мы с тобою дружим,
Значит двое тоже нас.
(С. Капутикян, Ротик и носик)
***
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу?
(С. Маршак, Очки)
***
Есть у меня работники,
Во всём помочь охотники,
Живут не за горой –
День и ночь со мной:
Целый десяток верных ребяток!
(М. Пожарова, Пальчики)
***
Три большие галки
Шли домой с рыбалки.
В сумке каждая из них
Пять сельдей несла больших.
Сельди засолили,
Сосчитать забыли.
(Е. Кан, Сосчитай)
***
Танцует крошка,
А всего одна ножка.
(Загадка, Юла)
***
У кого одна нога,
Да и та без башмака.
(Загадка, Гриб)
***
Два братца в воду глядятся –
Век не сойдутся.
(Загадка, Берега)
***
Кто в году четыре раза переодевается?
(Загадка, Земля)
***
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
(Загадка, Буквы)
***
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Загадка, Пальцы)
2. Порядковый счёт.
***
Первой к нам Зима идёт.
Новый Год она зовёт.
За зимой – второй – весна,
Говорят: «Весна – красна!»
Третьим – Лето, всё в цветах
И с малиной на кустах.
А четвёртой – Осень…
Лес наряд свой сбросил.
***
Рано утром по порядку
Вышли куклы на зарядку:
Маша – первая, а Рая,
Рая с бантиком – вторая,
Третья – Катя-Катерина,
А четвёртая – Полина.
Я же пятая стою
И команды отдаю.
***
Целый день поёт щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошёл,
А он боится кошки.
А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.
***
Я – пальчик первый. Я большой.
Указательный второй.
Третий пальчик – средний.
Четвёртый – безымянный.
А пятый – мизинчик,
Маленький, румяный.
3. Занимательные задачи.
***
Стоит горка крутая.
На ней тыква большая,
Старая и злая.
А пониже тоже
Три тыквы, моложе.
А под горкою в траве
Ещё две.
Ну, кто скажет мне сейчас,
Сколько тыкв всего у нас?
(А. Шахигян, Тыквы)
***
Божья коровка
На листике сидит,
Спинкою на солнце
Весело блестит.
На спинке семь крапинок –только.
Четыре пониже,
А повыше – сколько?
(А. Шахигян, Божья коровка)
***
Шесть бабочек пёстрых
На солнце порхают.
Нацелилась кошка –
Вот-вот их поймает.
Но Гектор на кошку
Неистово лает.
Две бабочки скрылись
В высоком бурьяне.
А сколько взлетело?
Скажи это мне.
(А. Шахигян, Бабочки)
***
Гусыня на ножках
Кривых ковыляет,
А уточка тож
В перевалку шагает.
Другая гусыня
(Их на картинке две)
Стоит, совсем как аист,
На одной ноге.
А если птицы эти
Все три пойдут к пруду,
Сколько будет ножек?
Что-то не пойму!
(А. Шахигян, Гуси и уточка)
***
У стены стоят кадушки,
В каждой по одной лягушке.
Если б было пять кадушек,
Сколько было бы лягушек?
***
Девять воробушков
На ветке рядком
Весело чирикали –
Каждый о своём.
Трактор проехал,
Разлетелись все:
Шесть летят к деревне,
А сколько в траве?
***
Ёжик шёл по лесу, шёл,
На обед грибы нашёл.
Пять под берёзой, один у осины.
Сколько их будет
в плетёной корзине?
***
Ё ж спросил ежа-соседа:
«Ты откуда, непоседа?»
- «Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу,
Шесть отнёс, одно несу».
Призадумался, сосед,
Много это или нет?
***
Высоко задравши нос, заяц шесть морковок нёс!
Спотыкнулся и упал – две морковки потерял!
Сколько морковок у зайца осталось?
(М. Мышковская)
4. Зарядка для пальчиков.
***
Вышли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвёртые – пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
(Пальцы рук сжаты в кулачки. На первой строчке пальцы обеих рук переставляются постолу. На второй строчке – указательные пальцы имитируют быстрый шаг. На третьей – средние пальцы изображают бег. На четвёртой – безымянные пальцы передвигаются по столу, на пятой – мизинцы, а на шестой – хлопнуть ладонями по столу).
***
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Кулачки на обеих руках сжимаются и разжимаются в ритм потешки. На последней строчке нужно поочерёдно загибать пальцы).
***
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Захотели поиграть.
Разбудили дом соседей,
Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять –
Веселятся все.
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один –
Снова в домике мы спим.
(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки. На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движения кистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).
5. Физкультминутки.
***
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
***
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
***
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
***
Три медведя шли домой. (шаги на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой, (поднимают руки над головой)
Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди)
А сынок – малютка просто! (приседают)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил: (имитируют игру с погремушками)
Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь!
***
Один – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть
6. Считалки
***
Раз, два, три, четыре,
Жили мушки на квартире.
К ним повадился сам – друг
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы вон попросим:
«К нам обжора не ходи»
Ну-ка, Мишенька, води.
***
Как-то вечером на грядке
Репа, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались чё тко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять…
Прячься лучше! Прячься глубже!
Ну а ты иди искать!
7. Пословицы и крылатые выражения.
Ноль.
Сводить к нулю, свести к нулю (лишать всякого смысла, значения).
Абсолютный ноль, круглый ноль (человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле).
Один.
Один за всех, все за одного.
Один в поле не воин.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
От одного слова, да на век ссора.
Один раз солгал, на век лгуном остался.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Два.
Одна голова хорошо, а две лучше.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Старый друг лучше новых двух.
Два сапога – пара.
Три.
Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.
Четыре.
Без четырёх углов изба не рубится.
Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается.
Пять.
Знать, как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо).
Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек).
Семь.
Семеро с ложкой – один с плошкой.
За семью печатями. (Скрытое, недоступное пониманию).
На седьмом небе. (Высшая степень радости, счастья).
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь пятниц на неделе.
Восемь.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Восьмое чудо света.
Девять.
Девятый вал. (Наивысший подъём, взлёт)
Десять.
Дело десятое. (Не столь важное, несущественное).
Не трусливого десятка. (Смелый человек).
8. Скороговорки.
***
В один клин, Клим, колоти.
***
Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – два ведра.
***
Три сороки, три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.
***
У четырёх черепашат по четыре черепашонка.
***
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
***
Шесть мышат в камыше шуршат.
***
Саша шустро сушит сушки.
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
***
Используемая литература:
1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Издательство: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред.
А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991).
3. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,
пословицах, загадках, народном языке : Очерки. - М. : Дет. лит., 1988.
4. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. –
М. : Просвещение, 1985.
5. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А.
М. : Теории и технологии математического развития детей
дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008.
6. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М. : Просвещение 1981г.
7. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.