Виктория Шестухина
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы:
Общение является важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Лучшим другом ребенка стал телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерные игры.
Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
быть несколько. Это - и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворенная потребность в общение, низкий социальный статус ребенка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности. Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. В связи с тем, что игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности, театрализованные игры становятся важным инструментом формирования коммуникативной компетентности - способности ребенка строить свое языковое общение с другими людьми. Формирование связной речи осуществляется через развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, улучшение разговорной речи.
Цель:
Повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по проблеме исследования;
способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;
учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;
способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
Изучение учебно-методической литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 2000.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998.
3. Ушакова О. С., Ильяшенко М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Елец, 2003.
4. Яшина В. И. Изучение речевой готовности детей к школьному обучению// Диагностика готовности детей к школе. М. ,2008.
5. Артемова Л. В. Театрализованные игры. «Мозаика – синтез» 2010.
6. Ершова А. Е. Уроки театра. М., 2003
7. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3- 7 лет. Ид. «Учитель» В. ,
8. Черникова Е. Ф. Оригами для малышей. М. 2010.
9. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. М., 2012.
№ п/п Содержание деятельности Срок выполнения
Теоретическая часть
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме. В течение года
2. Знакомство с передовым педагогическим опытом по данной теме: посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер- классов. В течение года
3. Участие в конкурсах профессионального мастерства. Участие в конкурсах в Интернете.
Издательская деятельность (публикации в
специализированных изданиях, помещение своих разработок на сайтах в Интернете). В течение года
Практическая часть
4. Составление картотеки театрализованных игр,
гимнастики для глаз для детей старшего дошкольного возраста.
Оформление папки «Театрализованные игры». В течение года
5. Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый язычок.
Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.
Оформление папки «Комплекс гимнастики «Веселый язычок» В течение года
Ноябрь
В течение года
6. Проведение гимнастики мимических мышц лица. Оформление папки «Комплекс гимнастики мимических мышц лица» В течение года
7. Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома. Оформление соответствующей консультации. Декабрь
8. Оформление тематически стендов «Воспитание дружеских отношений в игре», «Развитие у
детей навыков сценического искусства» (консультация для родителей. Февраль-апрель
9. Мастер – класс для родителей «Пальчиковый театр своими руками». Январь
10. Создание РППС: пополнение театрального уголка в группе. В течение года
11. Подведение итогов по теме самообразования. Презентация для коллег. Май
План работы с детьми
Тема Месяц Форма работы
Занятие №1. «Что такое
театр». сентябрь Формирование у детей понятие о театре.
Занятие №2. «Мы - актеры». Начало работы по развитию у детей творческих
способностей средствами театрализованной деятельности.
Занятие №3. Пересказ сказки
«Три медведя». октябрь Обучение детей рассказыванию
моделирования сказок.
Занятие №4. Показ сказки
«Три медведя»
Обучение детей рассказыванию через театрализованную деятельность
Занятие №5. «Добрые и злые
поступки». ноябрь Управление эмоциями в конфликтных ситуациях;
формирование осознанного
отношения к социальным
нормам, закрепление навыков доброжелательного поведения.
Занятие №6. Ритмопластика. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей» Развитие у детей умение пользоваться жестами;
двигательные способности:
ловкость, гибкость, подвижность.
Занятие №7 Репетиция
пальчикового театра «Зимовье зверей». декабрь Повышение уровня речевого развития. Воспитывать партнерские отношения между детьми.
Занятие №8. Показ
пальчикового театра
родителям «Зимовье зверей». Создание благоприятных условий творческой
активности у детей
посредством театрализованной деятельности.
Занятие №9. Сказка «Три медведя» на новый лад. январь Формирование у детей навыков составления
сказочного текста на основе знакомого произведения.
Занятие №10. Показ
настольного театра «Маша и
медведь»» детям младшего
дошкольного возраста. Приучать детей в инсценировании ролей
пьесы. Развивать выразительность речи.
Воспитывать партнерские отношения между детьми.
Занятие №11. Русская
народная сказка «Сестрица
Аленушка и братец
Иванушка». февраль Закреплять умения
участвовать в драматизации сказки, учить давать описание
внешнего вида персонажей, их действий, переживаний.
Занятие №12. Пересказ сказки
«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка». Обучение пересказу «по цепочке». Формировать эмоциональное развитие детей, упражняться в использовании жестов.
Занятие №13. Обыгрывание
сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». март Развивать творческую, речевую активность,
артистическую способность.
Занятие №14. Мимическая гимнастика. Игры на развитие мимической выразительности. Развивать артистическую способность, учить визуально передавать характерные черты персонажей.
Занятие №15Пересказ сказки «». апрель Закреплять умение
выразительно пересказывать сказку, воспитывать интерес к художественной литературе.
Занятие №16. Показ спектакля «» детям
младшего дошкольного
возраста. Развивать умение выразительно передавать
образы. Учить сочетать речь с движениями.
Воспитывать коммуникативные качества.
Занятие №17. Показ спектакля «» для родителей. май Формирование у детей этически ценных
навыков и способов поведения в отношении с
другими людьми, развитие коммуникативных
навыков
и
социальной
активности
дошкольников.