Анна Назымок
План по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Пояснительная записка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе. Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Публикация «План по самообразованию по теме „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т. е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников. Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.
Актуальность
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи:
1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Формы работы:
• совместная деятельность воспитателя с детьми;
• индивидуальная работа с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность самих детей;
• консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы:
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• пальчиковый театр;
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д. ;
• работа с конструктором ЛЕГО;
• различные виды аппликаций;
• рисование по трафаретам, штриховка;
• лабиринты;
• дидактические игры;
• шнуровка;
• игры с мелкими предметами;
• паззлы, мозаика.
План работы :
• Изучить литературу по данной теме.
• Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
• Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
• Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания, мастер-классы.
• Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?».
Задачи пальчиковых игр:
1. Содействовать развитию координации рук, мелкой моторики у детей 4-6 лет;
• 2. Совершенствованию памяти, внимания, умения согласовывать движения и речь;
• 3. Формированию правильного произношения, умению быстро и чисто говорить;
• 4. Созданию эмоционально – благоприятного фона между детьми и взрослым и ребенком во время игр и в разные режимные моменты.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Сроки Тема Содержание. Цель
Январь
2023год Изучить литературу и опыты работ по данной теме : 1. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. СПб: Корона-Век, 2016. – 32 с. 2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. 3. Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М. : Мой мир, 2011. – 256 с. 4. Никитина А. В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4 лет) – СПб: КАРО.
Д/и «Веселые карандаши»
Повышение своего уровня знаний. Использование пальчиковых упражнений в ходе занятий и индивидуальной деятельности.
Способствовать умению складывать карандаши по цвету. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук, закрепление цветов.
Февраль Обогащение развивающей среды.
Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук».
1. Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3. Обучение детей игре «Шнуровка». 4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка»
Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. Развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра.
Иготовление картотеки пальчиковых игр.
Повышение компетентности родителей в значимости пальчиковых игр и упражнений
Развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования, способствовать усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения
Март 1. Д/и. : «Прищепки»
1. Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры
Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3. Обучение детей игре «Шнуровка». 4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5. Настольная игра «Мозаика». Развитие мелкой моторики рук.. Формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
Апрель Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок» 2. Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби». 3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. 4. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию). 5. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул».
Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Применение потешек в режимных моментах.
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
Май работа с конструктором ЛЕГО;
рисование по трафаретам, штриховка; лабиринты Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.
Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.
Отгадывание детьми загадок,
разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.
2. Разучивание новых пальчиковых игр. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам
Настольная игра «Мозаика».
Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Доклад для воспитателя на тему:
«Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Повышение профессионализма по развитию мелко моторики
Июнь Формирование мелкой моторики посредством пластилинографии. развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.
игры с мелкими предметами;
паззлы, мозаика. развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь
Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.
Составление памяток, буклетов для родителей:
а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»
б) «Развитие мелкой моторики рук» Ознакомление родителей с работо по развитию речи и мелко моторики рук. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Июль Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя) Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Развивать пространственные представления, мелкую моторику;; развивать фантазию и воображение
Август Д/и «С крышками»
Создание пособия для игры с крышками от бутылок
Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение
Сентябрь Работа с воспитателями: Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь»
Анкета для воспитателей по проблеме "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников" Повышение профессионализма по развитию речи и мелкой моторики
Октябрь лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.); развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Формировать воображение и творческое мышление.
Ноябрь Выставка для родителей и педагогов
дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников Показать при помощи каких дид. игр можно развивать мелкую моторику
Декабрь Проведение контрольного диагностического исследования.
Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами. Используя метод наблюдения,
упражнения, выявить
положительные результаты
проделанной работы,
проанализировать недостатки