Ольга Серова
План по самообразованию «Правила дорожного движения-основа безопасности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию Серовой О. А.
Тема "Правила дорожного движения-основа безопасности дошкольника"
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят
Ведь правила движения едины-
Для взрослых пешеходов и ребят
Актуальность:
Публикация «План по самообразованию „Правила дорожного движения-основа безопасности дошкольника“» размещена в разделах
- Безопасность. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Планы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В наши дни очень актуальной становится тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма. За 8 месяцев 2016 года зарегистрировано 93 ДТП с участием детей и подростков, в которых 2 несовершеннолетних погибли и 94 получили ранения. Причиной 59 таких происшествий явились нарушения Правил дорожного движения водителями автотранспорта. Неосторожность самих детей привела к 38 ДТП. Анализ структуры дорожных инцидентов с участием несовершеннолетних по категориям участников показал, что 32 ребенка пострадали, будучи пассажирами, 52 – пешеходами и 10 – велосипедистами.
С каждым годом растут и хорошеют наш город. Много в них широких, красивых улиц, дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие.
С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Важно еще то, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Цель:
1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Расширять знания о правилах дорожного движения через беседы, различные виды дидактических игр,под. игр,игр драматизаций, речевых игр, загадки, настольно-печатные игры, целевые прогулки, дидактические картинки, художественную литературу, различные виды изобразительного творчества, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации.
2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Сплотить детский коллектив.
7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
8. Познакомить с действиями инспектора ГИБД.
В результате работы предполагается:
• что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице;
• об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
• дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);
• будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;
• будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;
• понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ;
использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.
Формы работы:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
3. ОД.
4. Развлечения и досуги.
5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные,
подвижные.
6. Работа с родителями, консультации, беседы, анкетирование.
7. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение
игровых приёмов.
8. Изготовление папок передвижек
9. Мониторинг.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
План работы по самообразованию подготовительная группа
1этап- подготовительный
]Подбор и изучение методической литературы:
1. Т. А. Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера
2. Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения»
3. Н. В. Коломец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет.
4. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»
5. Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013.
6. Е. Я. Хабибулина "Дорожная азбука в детском саду
7. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»
8. Т. А. Шорыгина «Основы безопасности»
9. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»
10. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»
• Провести диагностические исследования (с использованием иллюстраций):
1. Для чего нужна улица?
2. На какие части делится улица?
3. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?
4. Где люди могут переходить дорогу?
5. Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?
6. Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?
7. Какие сигналы светофора ты знаешь?
8. Какие виды перехода ты знаешь?
9. С какой стороны надо обходить автобус, трамвай, троллейбус?
10. Где можно играть детям?
• Оформление предметно- развивающей среды:
1. Изготовление макета «Наша улица»
2. Изготовление дорожных знаков, макетов домов, макет светофора.
3. Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр («Шофер», «Автобус», «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Автосалон», «Автобаза»)
4. Подобрать дидактические и настольно- печатные игры, плакаты по правилам дорожного движения.
5. Приобрести мягкие модули «Дорожное движение»
6. Пополнить книжный уголок:
-В. Кожевникова «Светофор»,
-И. Серова «Улица где все спешат»,
-Б. Житиков «Что я видел?»,
-Г. Цыферов «Сказки на колёсах»,-
-А. Дорохов «Красный, жёлтый, зелёный»,
-С. Маршак «Правил уличных не зная»,
-Н. Носов «Автомобиль»
-А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу
переходили».
7. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки»
8. Подбор материала для презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть непросто»
• Составление плана работы с детьми и родителями
2 этап- практический
Работа с детьми:
• Беседы: - «Правила поведения на дороге»,
- «Знай и выполняй правила уличного движения»,
- «Правила пешехода»,
-«Пост ГИБДД»,
-«Улицы города»,
- «Опасные части на пешеходной части улицы»,
-«Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон»,
-«Опасный перекрёсток»,
- «Где правильно кататься на велосипеде»,
-«Зачем нужны дорожные знаки».
-«Пора не пора- не ходи со двора»
- «Посмотри налево, посмотри направо»
-«Правила поведения в транспорте»
- «Регулировщик»
• Детские исследовательские проекты:
-«Когда и почему появились правила дорожного
движения?»
-«Кто такой регулировщик?»
-«Зебра»
-«История светофора»
• Дидактические игры: «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные знаки», «Играй, да смекай», «Собери светофор», «Стоп», «Подумай,отгадай», «Весёлый жезл», «Говорящие знаки», «С Дино я гулять иду», «Угадай, какой знак», «Улица города», «Дорожное лото»
• Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».
• Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД
• Рассматривание иллюстраций, плакатов из серии «Дети на улице»
• Подвижные игры : - «Тише едешь,дальше будешь»
- «Цветные автомобили»
-«Светофор»
-«Автомобили» и др.
• Просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть не просто»
• Участие во всероссийском детском конкурсе «Простые правила» (1,2 тур)
• Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на перекресток, на остановку общественного транспорта)
• Развлечения: «Красный, желтый, зеленый», «Дорожная азбука», «Зеленый огонек», «Остановка общественного транспорта»- эстафета, «Наша улица»-викторина, «Что, где, когда», «Правила дорожного движения»-викторины, «Азбука дорожного движения», «Мой друг- велосипед», игра- викторина «Юный пешеход», «Дорожные знаки – наши друзья»
• Встреча с инспектором ГАИ
• Образовательная деятельность:
1 .Художественно-эстетическое развитие:
- «Пешеходы идут по улице»- рисование
- «Знаки ПДД»- рисование
-«Светофор»- рисование (Т. А. Николкина «Изобразительная
деятельность»)
- «На чем ездят люди»- рисование
- «Внимание, светофор!» -аппликация
-«Улица города» -конструирование (Л. В. Куцакова
«Конструирование и художественный труд в детском саду»)
-«Транспорт» -конструирование (Л. В. Куцакова
«Конструирование и художественный труд в детском саду»)
-«Светофор» -лепка
2. Познавательное развитие:
-«Знакомство с городским транспортом» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», с. 31)
-«Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»)
-«В городском транспорте» (Н. Н. Авдеева «Безопасность»)
-«Правила дорожного движения» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»)
-«Для чего нужны дорожные знаки» (Т. Ф. Саулина «Знакомим
дошкольников с правилами дорожного движения»)
- «Берегись автомобиля» Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с
правилами дорожного движения»)
-«Дорожные знаки» (Н. Н. Авдеева «Безопасность»)
-«Катание на велосипеде» (Н. Н. Авдеева «Безопасность»)
-«Опасные участки на пешеходной части улицы»
(Н. Н. Авдеева «Безопасность»)
- «Безопасное поведение на улице»
(Н. Н. Авдеева «Безопасность»)
Работа с родителями:
• Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
• Анкетирование родителей «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»
• Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм
• Родительское собрание «Проблемы обеспечения безопасности ребенка»
• Консультации: - «Азбука дорожного движения»,
-«Дети и дорога»,
-«Безопасность детей в автомобиле»,
-«Мама за рулем: основы безопасности»,
-«Дидактические игры в ходе ознакомления детей с
ПДД»,
-«Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге»,
-«Безопасность детей – забота взрослых!»,
-«Ребенок в автомобиле»
• Памятки для родителей: - «Как обучать ребенка правилам безопасного
поведения на дороге»
-«Причины дорожно- транспортного
травматизма»
-«Правила поведения на остановках
общественного транспорта»,
-«Детское кресло для автомобиля».
-«Родители – пример для детей в соблюдении
правил дорожного движения»
• Привлечь родителей к детским исследовательским проектам по ПДД: «Когда и почему появились правила дорожного движения?», «Кто такой регулировщик?», «Зебра», «История светофора», «История развития автомобилестроения
3 этап- заключительный
• Проведение мониторинга, анкетирование