Татьяна Бакина
План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников»
Цель: формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создание условий для формирования грамматического строя речи.
- Совершенствование грамматического строя речи через игру.
- Активизация словаря детей посредством игровых приемов и упражнений.
Актуальность
Публикация «План по самообразованию „Роль игры в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его самосознания.
Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребёнка в целом даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
В игре происходит развитие речи и мышления.
Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присуще свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи : правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.
Поэтому роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Они формирует связную речь и память, а так же учит внимательности.
Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный запас. Игровая ситуация требует от каждого ребёнка определённого уровня развития речевой коммуникации. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.
Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи.
Речь детей в игровой деятельности развивается быстрее, так как игра - ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника, и большую часть своего времени ребенок проводит за разнообразными играми. Игра в речевом развитии является неотъемлемой частью жизни ребенка младшего дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.
Содержание работы Практический выход
Сентябрь
2018 г. - Выбор и определение темы самообразования
- Планирование работы по теме самообразования
- Подбор методической литературы, изучение опыта педагогов на интернет - сайтах. Оформление плана работы по самообразованию. Выявление и обоснование актуальности проблемы
Октябрь
2018 г. - Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников»
- Составить картотеку игр для развития речи дошкольников. Оформление выставки и составление картотеки игр
Ноябрь
2018 г. - Консультация для родителей «Развиваем речь, играя»
- Выставка детских рисунков для родителей Оформление консультаций для родителей, выставка рисунков
Декабрь
2018 г. - Папка-передвижка «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей»
- Подбор игр, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста Оформление картотеки игр, папки передвижки
Январь
2019 г. - Консультации для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»,
«Влияние потешки на процесс формирования речи младшего дошкольника». Оформление консультаций для родителей
Февраль
2019 г. Папка передвижка «Игры на развитие внимания» «Как разнообразить игровую деятельность» Оформление папки-передвижки
Март
2019 г. Подбор скороговорок и чистоговорок, способствующей правильному развитию речи дошкольника Оформление картотеки чистоговорок и скороговорок
Апрель
2019 г. Подготовить консультацию на тему: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Оформление консультаций для родителей
Май
2019 г. - Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете
- Выставка пособий, наглядного материала, игр, конспекты занятий для педагогов