Ольга Куталова
План индивидуальной самообразовательной работы по теме «Роль сказки в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №10 «Россияночка»
Программа саморазвития
воспитателя
Куталовой Ольги Константиновны
На 2016-2019 г
2016г
Пояснительная записка.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Публикация «План индивидуальной самообразовательной работы по теме „Роль сказки в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне :
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования.
2. Развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, расширять словарный запас у детей учить связно, рассказывать небольшие сказки.
3. Развивать у детей память, внимание, воображение, развивать творческие способности у детей дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.
Основные направления реализации программы
1. Расширение образования;
2. Повышение педагогической и психологической компетентности;
3. Развитие творческого потенциала, а профессиональной деятельности;
4. Участие в конкурсах и районных методических объединениях;
5. Изучение методической, психолого-педагогической литературы;
6. Разработка программного - методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
7. Проектная и исследовательская деятельность;
8. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
9. Изучение педагогического опыта других педагогов.
Предполагаемый результаты:
- Повышение собственной квалификации
- Оформление методических наработок
- Повышение компетентности родителей воспитанников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и как нужно использовать сказки в общении с ребенком.
План индивидуальной самообразовательной работы.
Тема «Роль сказки в развитии речи дошкольников»
Цели:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
• участие детей в посильной деятельности через сказку, по уходу по охране и защите природы животных.
Задачи:
Образовательные
• формирование у детей системы знаний.
• формирования у детей любви к сказке.
Воспитательные
• Воспитывать прививать воспитанникам любовь и интерес к русским народным и зарубежным сказкам.
• Воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к героям сказок.
Развивающие
• Развивать фантазию, память, внимание, воображение;
• Развивать индивидуальные творческие способности.
• Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнения, радость от узнавания нового.
Предполагаемый результат:
• - научить детей различать добро и зло в сказке;
• - познакомить детей сразнообраными героями сказок ;
• - сформировать навыки самостоятельной деятельности;
• - повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
• - развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
• - сплотить детский коллектив.
• - развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• - совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
• * произвольное внимание;
• * логическое мышление;
• * зрительное и слуховое восприятие;
• * память;
• * речь детей.
2016-2017уч. г.
месяц мероприятие задачи
сентябрь Изучение методической литературы по данной проблеме.
Изучение статей в журнале, интернет ресурсах. Знакомство с теоретическими знаниями роль сказки в развитии речи. Изучение литературы, отбор технологии, подбор диагностического материала.
октябрь «Отгадай кто?».
Знакомство с дикими животными (какие животные бываю).
ноябрь Экологическая игра: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты.
Консультация для родителей:
«Сказкотерапии как средство развитии речи» проговаривать названия овощей и фруктов.
Познакомить родителей с методами сказкотерапией.
декабрь Чтение сказок : «Заюшкина избушка», «Три медведя»
Чтение стихов о зиме. Знакомство детей с зимними особенностями, зимними забавами.
январь Беседа «Как мы играем
зимой».
Подкормка птиц.
Наблюдения за уходом за комнатными растениями.
Консультация
«Роль игры в развитии ребенка» Продолжаем знакомить детей с зимними забавами, за тем как ведут себя птицы зимой. Рассмотрение иллюстраций.
Изготовление. Д/игры «Экологическое лото».
февраль Беседа «Холодно ли птицам зимой».
Подкормка птиц на прогулке.
Обсудить с детьми, как ведут себя птицы зимой, холодно ли им, голодно.
март Мини огород на окне.
Экологическая игра «Через ручеёк».
Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко»,
«О птицах».
Обсудить с детьми, какие изменения произошли на улице, как себя введут птички, поговорить о том, что на улице становится тело и солнечно.
апрель Просмотр мультфильмов: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса Патрикеевна» Создание картотеки русские народные сказки.
май Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?»,
«Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)
Продолжаем детей знакомить с домашними животными, что на улице все расцветает, с каждым днем становится теплей.
2017-2018 уч. г
сентябрь Изучение методической литературы по данной проблеме.
Изучение статей в журнале, интернет ресурсах. Знакомство с теоретическими знаниями роль сказки в развитии речи. Изучение литературы, отбор технологии, подбор диагностического материала.
октябрь Инсценирование сказок «Репка», «Колобок»
Создание картотеки русские народные сказки и сказки народов мира.
ноябрь Наблюдения за природой.
Прогулки по окрестностям.
Знакомство детей с разными видами деревьев растущих на территории садика, его структуре. Сравнивать их по высоте и количеству.
Консультация
«Воспитание сказкой». Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.
Продолжить знакомить родителей с методами по развитию речи сказкотерапией.
декабрь Пополнение материалов копилки «Подарки зимы».
Зимние подвижные игры.
Д/и «Назовем, что видим».
Знакомство детей с зимними забавами, играми.
январь Наблюдения за уходом за комнатными растениями.
Исследования: снег – вода – лед экологической игры по теме : «Растения».
Познакомить детей со свойствами воды, льда, снега. Рассказать, как влияет температура на снег и лед, какой он по цвету, и на тактильные ощущения.
февраль Беседа «Холодно ли птицам зимой».
Подкормка птиц на прогулке.
Изготовить с родителями папку - раскладку «Играем вместе».
Изготовление подделки к празднику пап. Обсудить с детьми, как ведут себя птицы зимой, холодно ли им, голодно. Познакомить детей с тем, какие птицы остаются зимовать. Так же сделать вывод, что нужно сделать, что бы птицам не было голодно.
март Пополнение материалов копилки «Подарки зимы, весны»
Подкормка птиц.
Поэзия о весне (заучить).
Изготовление подделки к празднику мам «Тюльпаны для мамы».
Д/и «Воробушки и автомобиль».
Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!» Создание копилки «Подарки весны».
Подготовка к празднику 8марта, к прощанию с зимой (весенний праздник).
Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображении, развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
Разучивание подвижной игры «Воробушки и автомобиль».
апрель Беседы: «Мамы и их малыши»,
Д/и «В гостях у Красной шапочки».
Изготовление коллективной подделки «Ландыши». Закреплять знания детей домашних и диких животных.
Закрепить знания детей о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы. Развивать тактильные ощущения детей, что дерево теплое, бумага гладкая и т. д.
Развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее, развитие мелкой моторики рук, умение распределить детали на листе бумаги, развитие зрительно-двигательную координацию.
май Экологические игры: «Кто, где живёт?»,
Продолжать знакомить детей с животными и их детенышами, рассказать, что животные бываю домашние и дикие, объяснить почему.
2018-2019 уч. г
сентябрь Изучение методической литературы по данной проблеме.
Изучение статей в журнале, интернет ресурсах. Знакомство с теоретическими знаниями роль сказки в развитии речи. Изучение литературы, отбор технологии, подбор диагностического материала.
октябрь Инсценирование сказок «Репка», «Колобок»
Создание картотеки русские народные сказки и сказки народов мира.
ноябрь «Узнай на вкус»
«Определи на ощупь»
Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность.
Развивать тактильные ощущения ребенка.
декабрь «Сравни предметы по высоте»
«Самая длинная, самая короткая» Закреплять понятие величины, развивания мелкой моторики рук, кисти рук, мышления.
январь «Загадки и отгадки»
Целевая прогулка: «Поделки из снега»
Развивать умение детей соотносить речевую форму описания предметов с графической.
февраль Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки».
Целевая прогулка: «Поделки из снега»
Развивать тактильные ощущения ребенка.
Закреплять знания цветов, форм.
март Изготовление подделки для «Цветы моей любимой мамочке»
Знакомство с «Курочкой рябой»
Изготовление подделки «Курочки рябы».
Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, развивать инициативу, уверенно пользоваться техникой.
апрель Тематическое занятие «Куклы- марионетки»
Совместный с детьми спектакль «Теремок» Анкетирование родителей «Театр в жизни нашей семьи»
Пополнение театрального уголка в группе атрибутами и театрами.
май Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Площадь цветов».
Беседы: «Что подарит лето нам?
Развитие воображения, фантазию, умение проявлять инициативу.
Практический выход.
• Разработка конспектов для детей первой младшей группы с учетом перспективного планирования
• Обогащение опыта работы
• Участие в конкурсах ДОУ
• Публикации на педагогических сайтах с целью распространения опыта
• Аттестация по этой теме
• Разработка консультаций для родителей
• Разработка сценария родительского собрания на тему: Формирования навыков через сенсорное развитие
• Выступление на педсовете
• Пополнение предметно-развивающей среды