Евгения Шишкина
План по самообразованию «Развитие творческих способностей у дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
Публикация «План по самообразованию „Развитие творческих способностей у дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Изучить и систематизировать учебную, справочную, научно-методическую литературу по данному вопросу;
2. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества;
3. Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами;
4. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;
5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;
6. Повысить компетентность родителей в значимости творческого развития детей дошкольного возраста.
Сроки Содержание работы Формы работы
(с детьми, с педагогами, с родителями) Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)
I. Теоретический этап
2022-2025 Составление перспективного плана, направленного на решение проблемы. Подбор материалов для работы, пособий. Составление картотеки игр.
Составление консультаций для родителей и педагогов.
II. Практический этап
2022-2025 Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования.
Консультации для родителей, педагогов ДОУ. Организация занятий, бесед с детьми.
Использование видеоматериалов.
Оформление уголка для родителей. Папки-передвижки для родителей по данной теме.
Консультации для педагогов по теме самообразования.
III. Заключительный (аналитический)
май
2025 Подведение итогов работы, анализ результатов. Проведение контрольной диагностики, используя метод наблюдения, упражнения. Оформление папки по теме самообразования.
Предполагаемый результат:
1. У детей повысится уровень художественных способностей;
2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
3. Освоят технику нетрадиционного рисования.
Форма отчё тности: оформление накопительной папки по теме.
Литература:
1. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ». – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
2. А. В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб. : КАРО,2007. – 96 с.
3. Р. Г. Казакова, Рисование с детьми дошкольного возраста. Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
4. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет»
5. О. М. Сахарова «Я рисую пальчиками»
6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год
Сентябрь – май Подбор и изучение методического материала по данной теме. Подбор материалов для занятий с детьми. Составление картотеки игр для развития воображения по изобразительной деятельности.
Октябрь Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка». Беседа «Нетрадиционные техники рисования». Рисование пальцами «Компот из ягод». Разучивание пальчиковой гимнастики «Киска кисточку взяла».
Ноябрь Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками». Чтение сказки «Школа необычных художников». Д/и «Неоконченный рисунок». Рисование руками «Огуречик, огуречик».
Декабрь Д/и «Три краски». Рисование ладошками «Крошки-осьминожки». Выставка детских рисунков для родителей.
Январь Буклеты для родителей «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНИЮ». Беседа: «Профессия – художник». Рисование «Укрась рукавицу» по замыслу. Д/и «Рисование по воображению».
Февраль Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами». Чтение «О том, как двое друзей Волшебную Страну в разные цвета раскрасили» Л. Ардалионов. Печать листьями «Волшебный лес».
Март Просмотр презентации «Художники о весне». Д/и «Волшебные картинки». Рисование различными техниками «Весенние цветы». Выставка детских рисунков для родителей.
Апрель Буклеты для родителей «Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности». Рисование ватными палочками «Одуванчики». Чтение «Разноцветная книга» С. Маршак.
Май Д/и «Чудесный лес». Рисование печатью «Гусеница». Просмотр презентации «В гостях у художника». Выставка детских рисунков для родителей.