Гулия Садреева
План по самообразованию «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
План работы по самообразованию тема : «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».
Актуальность:
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Проблемы:
1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Недостаточный словарный запас.
4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий
или развёрнутый ответ.
5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.
Цель :
-обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;
-расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
-изучить способы, методы и приемы активизации речи детей младшего и дошкольного возраста;
-объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи.
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего
профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Основные направления деятельности :
1. Повышение уровня самообразования.
2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей.
3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной
деятельности и совместной деятельности.
Перспективный план.
1 этап Установочный
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме.
2 этап Теоретический
1. Работа с детьми. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.
2. Работа с родителями. Ознакомление родителей с работой дошкольного
учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание).
3. Самореализация. Работа с методической литературой.
3 этап
Практическое решение проблемы.
1. Работа с детьми.
Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Любимая кукла».
Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Репка», «Болтливая утка» т. д.
Изготовление лепбука «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного
возраста».
Проведение проблемной ситуации составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок».
Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических
упражнений, игр: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук».
Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Матери», «Новый года», «С мбел ”, “Н р з”.
Разучивание стихотворений, песен.
Развивающих игры на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?».
Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки»,
«Рассказы для Степашки».
Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи.
- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
- Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.
2. Работа с родителями -
Анкетирование родителей.
Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 6-7 лет»,
«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 6-7 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте»
Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.
Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
3. Самореализация.
Составление перспективного плана по развитию речи в старшей группе в соответствии с ФГОС.
Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.
Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы- схемы)
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.
Выступление с творческим отчетом на пед. совете.
Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением учителей начального класса и родителей.
5 этап
Итогово – контрольный
1. Работа с детьми. Мониторинг по развитию связной речи.
2. Работа с родителями. Анкетирование родителей.
3. Самореализация -Анализ итогового мониторинга освоения программного
материала детьми.
Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.
Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед. литературы, интернета, выступлений, картотек и т. д
Литература:
• «Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М.
Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
• «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском
саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
• О. С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском
саду. Москва ТС Сфера 2004г.
• О. С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство
«Совершенство, 2001г.
• О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения,
конспекты. Москва ТЦ Сфера
• Ф. А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва
«Просвещение» 1984г.
• А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 1991г.
• В. В. Гербова. Картинки по развитию речи. -М. : Прсвещение, 1985г.
• Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда»,
«Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М. :2005г. ,
• серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
• «Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова.
• «Учимся по сказке» Т. Большева.
• Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
• А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».