Виктория Гандарина
План по самообразованию по теме «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»
«План по самообразованию педагога» Гандариной Виктории Николаевны
Стаж работы: 4 года Кв. категория: Первая
Тема: «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»
2020-2021 учебный год
Первая группа раннего возраста
Тема: «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»
Публикация «План по самообразованию по теме „Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность: Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях - взрослых и детях, об их взаимоотношениях, способах поведения в различных ситуациях - типично для игры дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры - бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий - наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чём не основываясь. Определённо существует преемственность стадий развития игровой деятельности ребёнка, постепенное совершенствование способов игрового отображения действительности.
Данные педагогических исследований подчёркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их их физическое, психическое развитие, способности, умения, индивидуальные качества.
В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Игра дошкольников всё чаще по различным причинам не достигает высокого уровня развития - сюжетно-ролевой игры, и всё реже отображает те или иные социальные отношения между людьми. Развитие игровой деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. Игровая деятельность при этом остаётся в достаточной мере предметной, лишь количественно отличаясь от игры детей третьего года жизни, и представляет собой часто просто "возню" с игрушками и предметами оборудования. Такая деятельность порою лишь формально подчинена какому-то социальному сюжету, а на первый план для ребёнка выступают действия с предметами.
Но если предметно-практическая деятельность остаётся превалирующей, то отображение социальных отношений в игре задерживается. Ребёнок начинает "застревать" на предметно-практической деятельности, и она начинает тормозить зарождающуюся сюжетно-ролевую игру. В этом случае малыш (конец третьего - начало четвёртого года жизни, имеющий достаточный социальный опыт, умеющий общаться и вполне овладевший необходимыми навыками предметных действий, тем не менее не переходит к игре с социальным содержанием. Он продолжает по-прежнему играть в игрушки, лишь перебирая их или подражая показанным взрослым игровым действиям. Игра обедняется, она непродолжительна, неинтересна. Сюжет, если присутствует, - однообразен, стабилен. Ребёнок не умеет самостоятельно видоизменять игровые действия: переносить их из одной ситуации в другую. Набор используемых предметов и игрушек тоже неизменен - обычно малыши предпочитают те, которые использует при показе взрослый. Введение предметов-заместителей затруднено и редко происходит по собственной инициативе.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к сюжетно-ролевой игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.
Цель: Расширить знания об игровой деятельности детей раннего возраста. Повысить профессиональную компетентность.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования;
2. Разработать перспективный план работы с детьми;
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
4. Организовать работу кружка, создать учебную программу;
5. Оформить в группе уголок по игровой деятельности детей;
6. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Познавательное развитие детей через дидактические игры», выступление на педагогическом совете №1 по теме «Организация и развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»;
7. Подготовить и принять участие в семинаре «Игровые технологии в условиях внедрения ФГОС»
8. Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме: «Учимся, играя».
Выход темы:
- Проведение открытого занятия (коллективный просмотр). Тема: «Покормим и уложим спать куклу Машу» (декабрь);
- Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «Игровые технологии в условиях внедрения ФГОС» (февраль);
- Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Учимся, играя»;
- Оформление папки передвижки. Тема: «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка раннего возраста» (январь);
- Сборник консультаций для родителей. Тема: «Роль игры в жизни малыша», «Игра - спутник детства»;
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
1. Белая К. Ю., Сотникова В. М. Разноцветные игры. 2007. - 336 с. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС.
2. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. 1983.-192 с. М. : Просвещение.
3. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. 1985.-174 с. М. : Просвещение.
4. Горшкова Л. И., Касаткина Е. И., Лисенкова О. В., Реуцкая Н. А., Цивилева А. В. Центр игры и игрушки в детском саду. Методическое пособие для воспитателей и старших воспитателей, 2003.-72 с. ДОУ. - Вологда.
5. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов1997.-240с. -Ярославль: «Академия развития».
6. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников» 1986.- издательство Московского университета.
7. Касаткина Е. И., Иваненко С. С, Реуцкая Н. А, Смирнова Н. А., Смирнова А. Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры, 2001.-46 с. - издательство Вологодского института развития образования.
8. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада / под ред. Новосёловой С. Л1980.-64 с. - М. : Просвещение.
9. Красавина Е. Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и родителей 1996.-160 с. - М. : Просвещение: Учебная литература.
10. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Марковой Т. А. 1982.-128с. - М. : Просвещение.
11. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов и пед. ин-тов / под ред. Венгера А. А., 1985.-272с. -2-е изд. - М. : Просвещение.
12. Недопасова В. А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей 2002.-94с. - М. : Просвещение.
13. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений2003.-100с. - М. : Издательство ГНОМ и Д.
14. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей 2005.-192с. - Ростов н / д: Феникс.
15. Самоукина Н. В. «Игры, в которые играют…» / Психологический практикум 1997.-160с. - Дубна: Издательский центр «Феникс».
16. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. «ИГРАЕМ?. ИГРАЕМ!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста 2003-2005. - М. «Издательство Скрипторий».
17. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений-3-е изд, 2006.-384с. .- М. : издательский центр «Академия».
18. Эльконин Д. Б. Психология игры. 1978. - М. : Просвещение.
Приложение
Консультация для родителей на тему:
«Роль игры в жизни малыша»
Настоящая игра возникает не сразу. Сначала ребёнок использует игрушки строго по назначению. Подражая взрослому, он варит суп в кастрюльке, причёсывает куклу расчёской, кормит игрушечной ложкой.
В возрасте 2 - 3 лет формируются первые игровые умения, у ребёнка складывается способность ставить и решать игровые задачи, начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместной игре. Кроме этого появляются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет развиваться в дошкольном детстве, а именно:
• ребёнок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные и называет этот предмет-заместитель в соответствии с его игровым назначением (коробка - домик, кирпичик - мыло, шарик - яблоко);
• усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей (Девочка сначала купает куклу, потом вытирает её полотенцем, укладывает спать, поёт колыбельную песню);
• действия обобщаются и отделяются от предмета. Появляются воображаемые предметы: полотенце, конфета, вода, книжка;
• ребёнок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и называть себя именем взрослого. Взрослый выступает как образец действий. Ребёнок старается действовать самостоятельно, но как взрослый. («Я - мама, пошла в магазин. Возьму сумку, кошелёк. Дочка, что тебе купить?»).
В возрасте 2-3 года обычно происходит важное событие - одушевление игрушек. В руках малыша зайчики начинают разговаривать друг с другом, ходить в гости, ссориться и мириться, болеть и выздоравливать. В своей комнате, чаще на ковре ребёнок создаёт свой, воображаемый мир, в котором происходят разные события - знакомые и придуманные. Это уже настоящая творческая игра, которую в педагогике называют режиссёрской.
Ближе к возрасту трёх лет ребёнок, осваивая ролевое поведение в игре, невольно понимает, что игра должна стать коллективной. И он пытается втянуть вас в свою игру. Разумеется, можно оставить ребёнка один на один с игрой, мол, сам разберётся, сам всё поймёт. Есть же, в конце концов, друзья, воспитатели в детском саду. Только потом не стоит удивляться, откуда у ребёнка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла. Игры с вашим участием («Дочки-матери», «Магазин», «Больница») засверкают для ребёнка новыми красками.
Как правило, ребёнок неохотно берёт на себя «детскую роль»: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный - папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребёнок копирует ваше поведение, интонацию, жесты. Игра поможет понять, что тревожит ребёнка и вовремя изменить ситуацию. При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову трёхлетнему ребёнку, поднять непростую проблему и найти выход. Ролевая игра с родителями помогает ребёнку развить и обогатить речь.
Некоторые родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой сил. Поэтому не поощряют игровую деятельность, или, в крайнем случае, пытаются её направить в полезное русло. В ход идут настольно-печатные, интеллектуальные игры. Это тоже достойное и полезное занятие. Но они не должны заменять ролевые игры. Ведь такие игры развивают только познавательную сферу, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии, обедняются. Если ребёнок не доиграл в детстве, он труднее приспосабливается к окружающему миру, то, что его ровесники прошли в игре, с родителями в благоприятный период, ему приходится осваивать самому, причём сразу в боевых действиях, зачастую не имея права на ошибку.
Большое внимание следует уделять выбору игрушек. Несмотря на то, что одни родители могут купить дорогостоящую игрушку своему ребёнку, а другие позволить этого себе не могут, существуют правила, полезные и для тех, и для других.
Типичная ситуация: ребёнок просит купить всё новые игрушки, но, поиграв с ними пару дней, забрасывает в угол. Как с этим быть?
Главное - правильно подготовить ребёнка к приобретению игрушки. Тогда она будет не только желанной, но и полезной, и «долгоиграющей». Родителям стоит направлять выбор ребёнка.
Предположим у ребёнка есть большой медведь. Прочтите ему сказку «Три медведя», а потом помогите сказке войти в реальную жизнь. Прежде всего, дайте медведю имя: «Давай наш мишка станет Михайло Потапович. Он одинок, ему скучно. Давай купим ему Настасью Петровну». А в следующий раз можно приобрести маленького Мишутку. Вот и будет у вас семья медведей. Теперь с ними можно разыгрывать сказку, придумывать для неё продолжение. Построить медведям дом, всё в нём оборудовать и играть день за днём.
Необходимо следить, чтобы ребёнок не разбрасывал игрушки. У каждой игрушки должно быть своё место, как только её принесли из магазина.
Не стоит забывать ещё одно традиционное правило: прятать на какое-то время часть игрушек. Потом постепенно вносить их «с обыгрыванием»: постучался слоник, и мама говорит от его имени, что слоник уезжал путешествовать, а теперь вернулся, узнав новую игру. Ребёнок, как правило, подхватывает этот сюжет. И игрушка опять привлекательна и нова для него.
Очень часто мамы мальчиков, а порой и воспитатели выступают против игрушек, изображающих оружие, считая, что они воспитывают агрессивность у детей. На самом деле проблема агрессии не связана с игрушечными пистолетами и автоматами. Даже если мы уберём из детского сада и дома «военизированные» игрушки, мальчики всё равно найдут сучок, палочку, похожую на пистолет, или сделают оружие из конструктора, и будут играть в войнушку. Взрослым необходимо направить игру в нужное русло. Пусть дети играют в военных, участвуют в парадах, соревнуются в стрельбе. Когда мы видим трёхлетнего ребёнка, который бегает с пистолетом и стреляет, целясь в никуда, мы понимаем – ему нравится сам процесс. Детям такая игра не навредит. Малышам нравятся звучащие, мигающие пистолеты. А водяной пистолет ребёнок воспринимает как сосуд с водой, которую надо быстрее куда-то вылить. Можно полить клумбу, побрызгать на костёр, услышав, как он вдруг зашипит, можно полить друг друга, если жарко, посбивать струёй мишени. А вот пистолеты с патронами или шариками, а так же колющие и режущее оружие лучше отложить на старший возраст.
Некоторые родители жалуются - ребёнок не играет. В чём причина? Причин несколько. Прежде всего - позиция самих родителей, которые не поощряют игры, не учат детей играть. Отсутствие игры может быть связано с тотальным влиянием телевидения. По данным исследования дети дошкольного возраста смотрят телевизор в среднем по два часа в день. А если учесть, что они ещё и посещают детский сад - времени для игр дома не остаётся. Игра обычно возникает из впечатлений детей. И становится понятно, почему дети в основном играют в «стрелялки-догонялки», где нет развития сюжета. Такая игра детям быстро надоедает.
В последнее время у многих детей наблюдаются капризы, нарушения поведения. Игру можно использовать как отличный антистрессовый приём. Она позволяет раскрепоститься, расслабиться, но необходимо учитывать несколько правил. Во-первых, играть или не играть - этот выбор должен оставаться за ребёнком. Может быть, сегодня ребёнок устал и пожелает просто почитать книжку. Во-вторых, вечерняя игра не должна быть шумной.
Снять напряжение после долгого дня поможет игра «Рвакля». Приготовьте газеты, старые журналы и широкое ведро. Ребёнок может рвать, мять и топтать бумагу, а потом бросать её в ведро.
Помогут ребёнку успокоиться игры с постепенным снижением физической нагрузки. Например, игра «Грибник». Предложите малышу расставить кегли или мелкие игрушки в произвольном порядке. Затем пусть он эти игрушки соберёт с закрытыми глазами в корзину или коробку. Собранные предметы можно рассортировать по форме или по цвету.
Помогают справиться с напряжением игры в воде. Можно пускать мыльные пузыри (большие и маленькие, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, превратить губки в дельфина, кораблик, покатать на кораблике игрушку). Или просто дать 2 баночки – пусть переливает водичку. Вид и звук переливающейся воды успокоит ребёнка, и малыш через 15-20 минут будет готов лечь в постель.
Создавая условия для развития игры ребёнка важно использовать любые возможности. Например, чтобы сделать прогулку интересной и памятной для ребёнка, достаточно обратить его внимание на то, что вокруг. В магазине - рассказать, что делает продавец, как он показывает товар, как разговаривает с покупателями, что продаётся, где стоит. А дома разыграть с ребёнком уже знакомый ему сюжет. Впоследствии малыш будет с удовольствием играть в «Магазин».
Родители могут использовать игру и в своих интересах. Одна девочка по дороге домой уставала и просилась на ручки. Тогда её мама придумала игру «Угадай, что я нарисовал». Она отходила от дочки на расстояние примерно 30 метров и рисовала маленькую картинку (яблоко, машинку, дом). Потом спрашивала: «Угадай, что я нарисовала». Девочка заинтересованно бежала угадывать. Таким образом, они постепенно продвигались к дому. Прошло время - девочка сама стала рисовать на асфальте и спрашивать у мамы: «Угадай - что я нарисовала?».
Ещё одна игра, придуманная родителями. Называется «Сюрприз». В неё можно играть дома и на улице. Игра развивает воображение и способствует поднятию настроения. Взрослым несложно стать волшебниками, если заранее приготовить сюрприз для ребёнка, а потом помочь его найти в самом неожиданном месте (например, банан - среди книжек, конфету - в детском ботинке). Разумеется, необходимо это как-то обыграть: сказать волшебные слова или сослаться на волшебницу-фею. Можно использовать свой опыт и знания. Например, у светофора вы говорите: «Я сейчас подую – и загорится зелёный цвет». Ребёнка удивит и развеселит такой фокус, даже если малыш знает, в чём секрет. Можно «наколдовать» за поворотом что-нибудь интересное: новый магазин, афишу «Цирк приехал» и др.
Игра - одно из самых важных и необходимых средств развития ребёнка. Это умственная, созидательная деятельность малыша. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не отставал в развитии, не тормозите его игровую деятельность.
Литература:
Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология».
Эссе «Я - педагог» .
Воспитатель – это волшебник,
который открывает детям
дверь в мир взрослых.
И от того, что знает
и умеет воспитатель,
зависит и то, чему и как
он научит своих
воспитанников.
К. Гельвецкий.
Почему я выбрала профессию «воспитатель»? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Воспитатель, на мой взгляд, это человек «с большой буквы», так как вместе с родителями ему поручено дать правильную установку ребенку на начале его жизненного пути.
Это скорее не работа, а состояние души. Возможность окунуться в атмосферу детства, фантазий. Я – человек достаточно творческий, а в данной профессии это очень ценится, и я могу реализовать свои идеи вместе с детьми.
Воспитатель – это призвание. Нужно уметь чувствовать и понимать каждого ребёнка, быть ему другом. Я очень люблю детей. Это одна из основных причин, по которой я выбрала данную профессию. Здесь уместно упомянуть слова Л. Н. Толстого: «Любить – это значит жить жизнью того, кого любишь». В этом, наверно, и заключается смысл того, зачем ты каждый день ходишь на работу в детский сад.
Быть воспитателем это значит с самого утра и до конца рабочего дня дарить детям улыбки и взамен получать заряд положительных эмоций от них.
Когда я нахожусь в детском саду, то забываю о домашних проблемах и стараюсь отдать всё добро и заботу своим воспитанникам. Я люблю свою профессию и с удовольствием прихожу на работу. Очень приятны моменты, когда родители выражают свою благодарность за заботу об их детях, за то, что они с удовольствием идут в садик и учатся здесь новому. Главное, уметь подобрать ключик к каждому ребёнку, и тогда он откроет нам своё сердце.
Хотелось бы немного рассказать о своей жизни. В 2011 году я закончила Ставропольский Государственный Педагогический Институт. Получила квалификацию «Учитель начальных классов и иностранного языка». Но чуть позже, после окончания института и рождения сына, я решила попробовать себя в работе воспитателя. Мне очень понравился мой выбор. После чего я прошла переподготовку в Обществе с ограниченной ответственностью «ПРОВИТА» по программе «Теория и методика дошкольного образования» и немного повысила квалификацию на курсах в СКИРО ПК и ПРО по программе «Деятельность педагогических работников ДОО в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО».
Уверена, что сделала правильный выбор. И профессия воспитатель – моё призвание. Моё педагогическое кредо: Даря свою любовь и заботу, мы можем подобрать ключик к сердечку каждого ребёнка.
В завершении своих размышлений хотелось бы поделиться стихотворением собственного сочинения, в котором отражается вся суть этой замечательной профессии.
Педагог – очень важное слово!
Его смысл, отнюдь, непростой.
Знает кто воспитания основы,
Но с простой и открытой душой.
Педагог должен быть очень мудрым,
Заниматься с детьми, обучать,
Чтоб хотелось им с каждой минутой
Для себя этот мир открывать.
Очень важно в профессии нашей
Всей душою детишек любить,
Проявлять к ним заботу, терпение
И хорошим примером им быть.
Дети все уникальны по сути,
Важно к каждому ключ подобрать.
И они с удовольствием будут
Позволять нам себя обучать.
Воспитателю нужно в работе
Проявлять всё своё мастерство:
Превращаться в портного, пилота.
И, как в сказке, дарить волшебство.
Есть возможность у нас вспомнить
детство –
Замечательный мир без забот.
Всем ребятам открыть своё сердце,
Доказать, что любовь в нём живёт.
Педагог – очень важное слов!
Его смысл, отнюдь, непростой.
Берегите детей и любите
Всей своей необъятной душой!